Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Владимир Борисович Бобров,
методист высшей квалификационной категории ГАОУ НСО «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»

Добрая гимнастика

В последние годы часто поднимается вопрос о необходимости модернизации системы физического воспитания, совершенствования технологий и механизмов предварительной подготовки детей дошкольного и начального общего образования к систематическим занятиям спортом, начальной спортивной селекции и предварительному отбору детей по видам спорта. Необходимость обусловлена тем, что в период дошкольного и начального школьного возраста закладываются основы будущих успехов в спорте.

Популяризация спорта высших достижений и профессионального спорта значительно повысила и социально-политический, и экономический статус в обществе и государстве. Это, естественно, обусловило усиление государственной поддержки спортсменов высшей квалификации, укрепило роль спорта в улучшении экономических условий (повышения благосостояния) занимающихся спортом.

Многие родители увидели в спорте ту перспективную сферу жизнедеятельности, где их ребенок сможет создать для себя экономическую основу, которая в будущем обеспечит перспективу его профессиональной деятельности, и как можно раньше стали отдавать своих детей в спортивные секции (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, плавание, хоккей с шайбой, восточные единоборства).

Данная тенденция привела к тому, что значительно снизился возраст детей, пришедших в спортивные школы и, как следствие, большой отток детей после полугода занятий даже в платных группах.

Одной из основных причин, отрицательно влияющих на показатели массовости и регулярности занятий в спортивных секциях, является практическое отсутствие целенаправленной работы с детьми по коррекции общефизического развития и двигательной подготовленности к регулярным занятиям спортом, организации и проведению ранней селекции и предварительного отбора детей по видам спорта.

В конечном итоге это влияет на качество отбора молодых, талантливых спортсменов для последующей многолетней подготовки к спорту высших достижений.

Для решения указанных проблем мною разработана и успешно реализуется авторская технология по коррекционной оздоровительно-развивающей гимнастике.

Отличительной особенностью моей технологии от существующих оздоровительных и коррекционных технологий является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а по годам обучения детей в соответствии с учебной программой для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов спортивного профиля.

Средствами реализуемой технологии является комплекс, состоящих из трех блоков, он рассматривается как единый, цельный и неразрывный процесс:

 

ПЕРВЫЙ БЛОК:

ВТОРОЙ БЛОК:

ТРЕТИЙ БЛОК:

– коррекционная

оздоровительно-развивающая

гимнастика;

 

– мониторинг здоровья;

– диагностика в НИИТО;

 

– баня;

– бассейн;

– галокамера;

– физиотерапия;

– продукты питания и витаминные комплексы, содержащие калий и кальций;

– массаж

 

Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика в своей реализации разбивается на четыре этапа:

 

1. Адаптационный этап:

а) к коллективу, среде и условиям занятия;

б) выявление исходного уровня ребенка;

в) определение индивидуально-личностных целей, задач, средств и методов для каждого ребенка.

2. Воспитательный этап:

а) осознанного отношения к занятиям;

б) необходимости систематичности занятий;

в) формирование доверительных отношений: ученик – учитель, ученик – товарищ, учитель (тренер) – родитель.

3. Этап начальной тренировки (спортивно-оздоровительный):

а) формирование интереса и мотивации к преодолению трудности выполнения физических нагрузок (умение держать нагрузку);

б) ранжирование детей через ОФП для формирования подгрупп;

в) индивидуальный тренинг для устранения слабых звеньев в физическом развитии и двигательной подготовленности ребенка;

4. Этап начальной специализации (учебно-тренировочный):

а) выявление предрасположенности к сложности блочно-тренировочных программ;

б) определение уровня адаптационных возможностей путем использования концентрированных нагрузок;

в) развитие сильных сторон и коррекция слабых звеньев подготовленности.

 

Практика показала, что большинство детей, приходящих в спортивную школу, имеют слабые (лимитирующие) звенья в физическом развитии (сколиозы, плоскостопие, нестабильность шейных позвонков, нарушение осанки, асимметрию нижних конечностей, внутричерепное давление, отставания в развитии психомоторных функций) и двигательной подготовленности (координационные умения и навыки), что заранее определяет их отставание на спортивно-оздоровительном этапе.

Для детей от четырех до десяти лет мною разработаны комплексы коррекционной оздоровительно-развивающей гимнастики. Каждый комплекс содержит шесть целей, на которые направлены упражнения динамического и статического характера. Для примера предлагаю комплекс упражнений по профилактике и исправлению нарушений опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика позволяет:

– осуществить коррекцию физического развития каждого ребенка в отдельности;

– восстановить нормы физического развития и двигательной подготовленности ребенка;

– повысить интерес к систематическим занятиям спорта;

– сформировать высокую степень уверенности ребенка в своих силах;

– снизить процент травматизма в бытовой и спортивно-оздоровительной деятельности за счет развития координационных возможностей;

– сократить число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»