Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Надежда Николаевна Краскова,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С(К)ОШ № 37 I,II вида г. Новосибирска

Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия».

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом. Одна из самых острых проблем – ограничение двигательной активности детей, особенно для детей с нарушениями слуха, которые часто имеют ещё и различные сопутствующие заболевания. Именно такие учащиеся, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. Пребывание долго в сидячем положении нарушает кровообращение. Без движения у гиперактивных детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижение физической активности органы системы и организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что является причиной многих болезней. Мышечный голод для здоровья так же опасен, как и недостаток кислорода. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.

На уроке ученик часто находится в состоянии умственного и физического напряжения, что может привести к ухудшению его самочувствия. Поэтому возникает необходимость на каждом уроке в начальных классах проводить физкультминутки.

Цель проведения физкультминуток – повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. При проведении физкультминуток учитель также имеет дополнительную возможность использовать активную речь учащихся.

В зависимости от вида и типа уроков в физкультминутки я включаю пальчиковые игры, упражнения для формирования осанки, двигательно-речевые физкультминутки, упражнения для глаз, подвижные дидактические игры, упражнения на реакцию, элементы ритмичной гимнастики и т.д. В течение урока можно проводить по 2-3 минутки здоровья.

Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом уроке. Время проведения физкультурных минуток определяю по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока.

В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение – потягивания, второе – третье для мышц шеи и рук, четвёртое – для мышц туловища, пятое – для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели. Я, как правило, провожу физкультурную минутку только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право предоставляется ученику класса, а я слежу за правильностью выполнения упражнений и осанкой учащихся. Таким образом, я воспитываю самостоятельность в моих детях.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными нарушениями, тщательный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Такие упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп с его речью.

В своей практике я стараюсь увязывать тексты непосредственно с темой урока, с временем года. Тексты позволяют нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, на совершенствовании фонетической стороны речи. Речевой материал физкультминуток подбирается мною совместно с учителем по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в соответствии с произносительными возможностями детей, чтобы они не испытывали эмоционального дискомфорта.

Весь речевой материал физкультминуток должен отвечать следующим требованиям.

1. В материале должен содержаться дежурный звук, отрабатываемый на каждом уроке в течение определённого времени в школе.

2. Движения детей должны соответствовать называемым действиям.

3. Нужно стремиться вызвать максимальную двигательную активность детей (присесть, повернуться, поднять руки, попрыгать).

4. Стихи должны быть доступны по содержанию.

Чтобы дети легко воспринимали и без труда воспроизводили текст – он должен быть коротким.

«Звук л»

***

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

***

Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),

Бегали, гуляли (бег на месте),

Летом дети, прыгали (прыжки, руки на пояс),

А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).

Для учеников начальных классов, особенно для первоклашек, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

В связи с этим на уроках письма мною уделяется особое внимание пальчиковым играм. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю показать ладошки.

Для уроков математики подобраны разминки, которые тесно связаны со счётом.

Мы присядем столько раз,

Сколько елочек у нас: 1, 2, 3, 4, 5.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько яблочек у нас: 1, 2, 3.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Спорт и физкультура как средство социальной адаптации и реабилитации учащихся специальной школы
2. Добрая гимнастика
3. Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
4. Физкультминутки в начальной школе для детей с проблемами слуха
5. Спортивный праздник в коррекционной школе
6. Технология международной проектной деятельности как важнейшее условие развития ключевых компетенций
7. Актуальные направления реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы
8. Клоуз-тест как способ формирования контекстного и коммуникативного мышления
9. Повышение качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на уроках биологии
10. К ЕГЭ будь готов! (из опыта работы учителя истории)
11. Языковое портфолио (языковой портфель) как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского (иностранного) языка в условиях ФГОС
12. Федеральный образовательный стандарт: проблемы реализации и пути их преодоления
13. I Летняя библиотечная олимпиада «Наш выбор – библиотека!»