Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Галина Алексеевна Пашенцева,
инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 481комбинированного вида Ленинского района г. Новосибирска

Лидия Викторовна Васюнькина,
инструктор ЛФК высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 481комбинированного вида Ленинского района г. Новосибирска

Физическая культура – путь к здоровью дошколят и педагогов

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать

из детей не атлетов, акробатов или людей спорта,

а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

С.Я. Эйнгорн

 

Наши дошколята… Сколько радости и надежд связано с ними. Вряд ли можно найти родителей и педагогов, которые не хотели бы, чтобы они росли здоровыми, крепкими и успешными.

Согласно проекту ФГОС ДО, одним из интегративных качеств, которое должен приобрести ребенок в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является «физически развитый, овладевший основными физкультурно-гигиеническими навыками».

Предлагаемая нами физкультурно-оздоровительная, коррекционная работа с детьми при подготовке к школе направлена на создание условий для сенсо- и психомоторного развития ребенка, на формирование оптимального двигательного стереотипа, на формирование правильной осанки. Поэтому вся физкультурно-оздоровительная работа ведется с учетом зрелости ребенка и строится только на диагностической основе.

В начале учебного года проводится тестирование физической подготовленности дошкольников по 10 параметрам с последующей оценкой результатов. Итоговая оценка помогает выявить уровень физического развития и физической подготовленности каждого ребенка (низкий, средний, высокий). Методическим обеспечением физкультурно-оздоровительной работы является программа «Детство», дополненная методиками: К.К. Утробина «Занимательная физкультура в д/с», Е.Н. Вареник, З.А. Корлыханова, Е.В. Китова «Физическое и речевое развитие дошкольников».

На занятиях по физической культуре мы акцентируем внимание детей на воспитательно-образовательные и тренирующие задачи, пытаемся добиваться от детей не механического заучивания и повторения, а понимания смысла данного движения и ценностного отношения к здоровью. Это обеспечивается не только в ходе образовательной деятельности, но и при проведении физкультурных праздников, досугов, походов, дней здоровья, бесед, динамического часа, спортивных турниров по волейболу, олимпийских игр. Физкультурно-массовые мероприятия, проведенные в течение учебного года: «День здоровья» с выездом в Бугринскую рощу; спортивный праздник к 23 февраля «Вместе с папой»; спортивный праздник с родителями «Спорт – это здоровье, сила, красота, смех»; «День открытых дверей»; «День защиты детей», «Здравствуй, лето!», «День города»; турнир по волейболу среди детей подготовительных групп; видеосъемка физкультурных занятий выпускных групп; тематические занятия по ознакомлению детей с организмом человека «Изучаем свой организм» (элементарные сведения об устройстве человеческого организма).

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры соревновательного типа: эстафеты, спортивные игры. Они позволяют играющим отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: «Как приходит успех?», отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, и спортивные игры – универсальное средство для «тренировки на успех», главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

Одной из форм презентации результатов оздоровительной работы ДОУ является ежегодная Олимпиада (зимняя или летняя). Олимпийские игры, как идеал, совершенство, единство физической силы, творческих достижений, помогают воспитанию способности к проявлению волевых усилий, преодолению трудностей.

Несмотря на то, что спортивные игры являются прерогативой школы, дети седьмого года жизни также с удовольствием постигают их основы. Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой. Они рассматриваются как более высокая ступень подвижных игр. Старшим дошкольникам вполне доступны бадминтон, городки, баскетбол, футбол, волейбол. Цель спортивной игры – приобщение детей к здоровому образу жизни. Основными задачами являются:

– развивать желание у детей активно участвовать в жизни д/с;

– вызывать интерес к спорту;

– способствовать духовному сближению детей и взрослых через эмоциональные переживания.

Движения детей этого возраста отличаются достаточной скоординированностью и точностью. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно увеличиваются проявления волевых усилий, стремление добиваться хорошего результата. Спортивные игры не только укрепляют ребенка физически, но и закаляют его.

В нашем детском саду разработана система поэтапного обучения игре в волейбол. Более пяти лет дети подготовительных групп осваивают технику игры и участвуют в соревнованиях по волейболу. Игра имеет строго установленные правила, появляются судьи, определяется состав команды с определенным количеством участников, где дети подбираются не только по возрасту, но и по индивидуальным личностным качествам; обязательной является разметка площадки, соответствующее оборудование.

В игре «волейбол» реализуются следующие задачи:

– точная, энергичная трехразовая передача мяча друг другу внутри команды двумя руками от груди); перебрасывание мяча через сетку из-за головы; ловля мяча, летящего на разной высоте и с различных сторон;

– соблюдение правил игры;

– контроль за своими действиями и действиями других детей.

После игр – награждение всех участников.

Но успех здоровьесберегающей деятельности вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадет работа над хорошей правильной осанкой.

Как известно, плохая осанка – это сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, снижение способности ребенка концентрировать свое внимание. Легко представить себе, какие огромные усилия требуются от ребенка, чтобы он чувствовал себя хоть сколько-то успешным в сегодняшней жизни. Для решения этой проблемы мы помогаем детям справиться с основными трудностями в овладении собственным телом, учим его координировать работу рук и ног, правой и левой половин тела, привести в состояние гармонии систему «мозг-тело».

Основные средства, используемые нами для решения проблемы оздоровительно-коррекционной работы (формирование опорно-двигательной системы (ОДС), воспитание правильной осанки); – это специальная лечебная гимнастика с использованием гимнастических мячей, гантелей, гимнастических палок, резиновых жгутов, балансиров, ортопедических мячей, стенок здоровья. Эти средства способствуют улучшению развития внутренних биологических факторов, органов чувств, способности адаптации к окружающей среде, ощущению своего физического «Я».

Нами разработаны и апробированы специальные упражнения с использованием резиновых дисков (балансировочной подушки). Балансировочная подушка – универсальное приспособление. Вставая на него, вам покажется, что вы забрались на мягкое, невесомое облако. В таком «приподнятом» состоянии любые физические упражнения приносят куда больше пользы, нежели обычно. Прежде всего, вырабатывается равновесие, улучшается реакция и укрепляется осанка. Упражнения на балансире позволяют задействовать все группы мышц, наладить их идеальное взаимодействие и значительно улучшить координацию движения. Рельеф подушки воздействует непосредственно на стопу и повышает микроциркуляцию крови в тканях, способствует выведению токсинов из организма, восстанавливает физиологические функции ступней и ног.

А теперь о нас, о педагогах. Всем известно, что важная движущая сила воспитания – авторитет. Здорового ребенка может воспитать только здоровый взрослый. Вопрос о роли примера педагога для воспитания у детей социально-значимого поведения в области сохранения и укрепления собственного здоровья всегда был в центре внимания отечественной педагогики.

Сотрудники нашего детского сада являются хорошим примером для воспитанников. Ежегодно участвуем в спартакиаде «Веселые старты» среди дошкольных образовательных учреждений Ленинского района, где занимаем призовые места.

На основании письма Министерства РФ от 26.02. 2003 «О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного Всероссийского Урока Здоровья» педагогическим коллективом решено проводить этот день здоровья и в нашем саду с внесением его в годовой перспективный план. Его цель: обеспечение воспитанников и педагогов необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Дни здоровья организуются с выездом сотрудников на лыжную базу, где все с удовольствием принимают участие в играх, эстафетах, играх-хороводах, прогулкой по лесу на лыжах. В оформленной фотогазете дети с удовольствием узнают своих воспитателей и гордятся ими.

В детском саду пользуются популярностью совместные с родителями физкультурные праздники и развлечения («Папа, мама и я – спортивная семья», «Спорт – это здоровье, сила, красота, смех» и т.д.). Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение взрослых в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Дети и взрослые получают огромный заряд бодрости, энергии, разнообразные теоретические и практические знания по укреплению и сбережению собственного здоровья. Все это, несомненно, пригодится в жизни.

Благодаря комплексной физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении у дошкольников сформировано устойчивое позитивно-эмоциональное отношение к занятиям по физической культуре, заложено желание заниматься в спортивных секциях. Выпускники детского сада занимают призовые места, получают дипломы и грамоты в районных и городских соревнованиях.

По результатам диагностики выявлена положительная динамика функциональных возможностей детей, дети обладают достаточным запасом движений, поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела