Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Галина Леонидовна Даниленко,
воспитатель логопедической группы первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 457» Дзержинского района г. Новосибирска

Физическое развитие дошкольников с речевым недоразвитием

Большая роль в воспитании здорового, гармонично развитого, сильного, выносливого ребёнка принадлежит физической культуре. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, воспитывали интерес к активной двигательной деятельности.

Физические упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей, они оказывают всестороннее воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций дошкольник познаёт мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям у детей возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Работая в логопедической группе, главной задачей для себя считаю необходимую коррекцию отклонений в развитии детей. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при полноценном физическом развитии.

Если у детей неполноценная речь, то у них отмечается недостаточное внимание, снижена память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий.

У детей с нарушениями речи отмечается замедленное развитие логомоторных функций. Поэтому им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У таких детей снижена скорость и ловкость выполнения упражнений, особенно тех, которые сопровождаются словесной инструкцией. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, чаще всего у них обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.

В своей работе я уделяю повышенное внимание именно физическим упражнениям и подвижным играм, которые играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, внимания, памяти, развитии координации движений, формировании представлений об окружающем мире.

При проведении физкультурных упражнений и подвижных игр в своей группе я использую прекрасную методическую разработку Юлии Анатольевны Кирилловой, которая разработала комплексы упражнений и подвижных игр для детей с ОНР. Нравится мне эта программа тем, что каждый комплекс упражнений связан с лексической темой данной недели и включает в себя общеразвивающие упражнения (ОРУ) для развития основных групп мышц и три подвижные игры:

– тематическую подвижную игру (или игровое упражнение);

– подвижную игру с речевым сопровождением;

– игру малой подвижности.

Лексическая тема: «Осень золотая»

1. Комплекс ОРУ «Осень золотая»

Осень золотая,

Тёплая, цветная.

Золотая осень,

В гости тебя просим!

Разрисуй деревья краской,

Подари всем детям сказку!

«Золотая осень, в гости тебя просим!»

И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. 1. – поднять руки в стороны, одновременно поднимая кисти вверх; 2. – вернуться в и.п. Выполняя упражнение, руки в локтях не сгибать. Повторить 6 раз.

«Ветерок пробежал, все деревья закачал»

И.п.: о.с., руки на пояс. 1-2 – отвести локти назад до сведения лопаток – вдох; 3-4 – и.п., выдох. Плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз.

«Деревья клонятся всё ниже, буря осенняя – ближе и ближе»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – 2 – наклон вправо, руки вверх – выдох; 3-4 – и.п., вдох. То же в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить 6 раз.

«Посмотри по сторонам – листопад и тут и там»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – поворот вправо, руки за спину – выдох; 2 – и.п., вдох 3-4 – то же в другую сторону. При поворотах ноги с места не сдвигать.

«Дождь – непоседа по лужам шагает, усталости дождь – непоседа не знает»

И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – поставить ногу вперёд на носок; 2 – поставить ногу в сторону; 3 – поставить ногу назад; 4 – и.п. При выполнении упражнений центр тяжести – на опорной ноге, ноги прямые, носок оттянут, пятка повёрнута внутрь. Повторить 6 раз.

«Кружит листьев хоровод, веселиться всех зовёт»

И.п.: о.с., руки вниз. Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой на месте. Выполнить 10 прыжков. Повторить 3-4 раза.

2. Подвижная игра «Ветер и жёлтые листочки»

Инвентарь: платок голубого цвета 60х60 см, листья клёна по количеству детей.

На участке для прогулки очерчивают игровую площадку размером 5х5 или 6х6 м. По считалке выбирают водящего, он будет изображать «ветер», остальные дети – «жёлтые листочки». «Ветру» на голову надевают платок и завязывают концами назад (как бандану). Дети с кленовыми листочками в руках встают в шеренгу вдоль одной из границ игровой площадки, «ветер» располагается в центре игрового поля. Педагог читает стихотворение, а «ветер» летает (медленно бегает по площадке), взмахивая руками, кружится на площадке.

Хмурится октябрь,

Нет уже цветочков.

В парке ветер кружит

Жёлтые листочки.

Ветер кружит листья

В вихре золотом.

Осень в жёлтом платье

Бродит за окном.

По сигналу педагога «Раз, два, три, беги!» дети – «жёлтые листочки» разбегаются по площадке, а «ветер» старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того игрока, который успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано 3-4 «листочка», педагог останавливает игру, по считалке выбирают нового водящего, игра повторяется.

Примечания. 1. Дети – «жёлтые листочки» разбегаются по площадке только после слов педагога «Раз, два, три, беги!». 2. Пойманные водящим игроки (те, кто не успел присесть и дотронуться рукой до земли) уходят с игровой площадки и встают около педагога.

3. Подвижная игра с речевым сопровождением «Улетают журавли»

Дети образуют круг, встают на небольшом расстоянии друг за другом.

 

Улетают журавли                           Бегут по кругу,

Далеко за край земли,                    плавно взмахивая руками.

За поля и за луга,                                    Выполняют поскоки с ноги на ногу,

За высокие стога.                                     руки на пояс.

В платье ярко-золотом                            Шагают друг за другом, по кругу

Бродит осень за ручьём.                в обратную сторону.

Листья по ветру летят,                   Останавливаются. Выполняют наклоны

Журавлей догнать хотят.               вправо-влево (по 4 в каждую сторону).

                                                        Скрещивают руки над головой

Улетают журавли                           несколько раз.

Далеко за край земли.                    Хлопают в ладоши.

Побывать бы с ними мне              

В тёплой, сказочной стране.

Улетают журавли,                          Медленно, плавно поднимают руки

В небе тают журавли.                    в стороны, вверх, затем опускают

                                                        вниз (2 раза).

В край далёкий, голубой               Левую руку на пояс, правую «козырьком»

                                                        ко лбу – «смотрят вдаль».

                                                        Наклоняются вперёд

Не берут меня с собой.                            руки вперёд – в стороны.

В. Татаринов

4. Игра малой подвижности «Осенний букет»

Инвентарь: 3 малых обруча – жёлтого, красного и зелёного цветов.

На игровой площадке, недалеко от деревьев, педагог раскладывает обручи (расстояние между обручами 1,5-2 м). С помощью педагога дети делятся на три команды. Каждая команда встаёт около одного из обручей, дети берутся за руки. Одновременно с чтением педагогом стихотворения каждая из команд начинает хоровод вокруг своего обруча в правую или левую сторону.

Сарафан надела осень –

Пёстрый, расписной:

Листик жёлтый, листик алый,

Листик золотой!

То поднимет, то бросает

Ветер озорной

Листик жёлтый, листик алый,

Листик золотой!

Соберём букет на славу,

Пышный и большой:

Листик жёлтый, листик алый,

Листик золотой!

И. Черницкая

 

Раз, два, три,

Букет скорее собери!

После слов педагога «букет скорее собери!» все дети группы собирают осенние листья. Во время сбора листьев педагог считает: «Один, два,   , десять!» и произносит:

Раз, два, три,

Свой кружок найди!

После слов педагога «свой кружок найди!» дети каждой из команд бегут к своим обручам и складывают собранные листья в букет. Педагог вместе с детьми оценивает каждый букет. Побеждает та команда, чей букет будет признан самым красивым и пышным.

Примечания. Варианты игры: 1. Во время сбора листьев педагог на игровой площадке меняет обручи местами. Дети должны найти новое местоположение обручей. Победителем в этом варианте игры будет та команда, которая быстрее найдёт свой обруч и сложит из листьев букет. 2. После сбора листьев дети оценивают не красоту и пышность букета, а общее количество листьев, собранных каждой командой. Победителем считается команда, собравшая больше листьев.

Проведение таких физических упражнений и подвижных игр позволило значительно улучшить у детей координацию движений, скорость и ловкость в выполнении упражнений, особенно тех, которые сопровождались словесной инструкцией.

Данную методику занятий планирую и в дальнейшем использовать в своей работе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела