Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Ирина Витальевна Ивакина,
воспитатель по физической культуре
МДОУ № 388 «Малышка» Калининского района
г. Новосибирска

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения речи

Самой главной ценностью человека является его здоровье. Недаром народная мудрость гласит: «Береги здоровье смолоду».

Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья человека на всю жизнь. От того, как организовано в этом возрасте физическое воспитание (база здоровья) зависит дальнейшее развитие ребенка.

Наш детский сад посещают дети с проблемами в речевом развитии. Поэтому создание благоприятных, эмоционально благополучных условий для развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепление их здоровья – наша главная цель.

Для достижения этой основной цели мы решаем следующие задачи:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни;

– развитие выносливости, гибкости, силы, быстроты, координации движений, дыхательных функций, двигательных навыков;

– развитие положительного психоэмоционального отношения к занятиям физической культурой;

– создание физкультурно-оздоровительных методик для занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками с ОНР (общим недоразвитием речи) предполагает:

– познание себя: «Каков я?»

– освоение навыков правильного неречевого и речевого дыхания;

– развитие психических и физических навыков, умения анализировать движения, оценивать их качество, исправлять ошибки;

– беседы о том, что укрепляет и разрушает здоровье.

Для реализации поставленных нами задач мы работаем в следующих направлениях:

1. Организация непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Физическая культура » и «Здоровье» – традиционной, игрового характера, занятия-тренировки, занятия-путешествия, индивидуальные занятия (см. Приложение 1).

2. Оснащение спортивного зала стандартным и нестандартным оборудованием.

3. Подбор диагностического материала.

4. Привлечение родителей к организации образовательной деятельности, досугов, праздников («Мы спортсмены», «Папа, мама, я – здоровая семья»).

5. Просвещение родителей и педагогов о содержании, направленности, результатах работы.

6. Проведение «Дня открытых дверей», где каждый родитель имеет возможность принять участие в дошкольной жизни своего малыша.

7. Лечебно-профилактическая работа: фитотерапия, витаминизация, самомассаж, физиолечение, оздоравливание кислородными коктейлями, оздоровительными напитками.

8. Ведение медико-педагогической и отчетной документации.

Для достижения эффективных результатов мы используем в своей работе следующие виды физических упражнений: упражнения на развитие равновесия; общеразвивающие; на развитие и укрепление мышц; на формирование правильной осанки; релаксационные упражнения; адаптационную гимнастику; упражнения для подвижности мышц языка; для глаз; на развитие подвижности мышц стоп с помощью «Дорожек здоровья»; босохождение; самомассаж; бесконтактный массаж; плавание в «Сухом бассейне»; дыхательные упражнения. Также для детей нашего детского сада организован кружок «Здоровые ножки» по профилактике плоскостопия, целью работы которого является: укрепление мышц связочно-суставного аппарата стоп и голени через массаж и лечебную гимнастику; повышение общей и силовой выносливости мышц.

Приведу примеры использования этого оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, имеющими ОНР.

Плаванье в «Сухом бассейне» подразумевает, прежде всего: развитие адаптивных возможностей организма, возникающих при мышечной работе; закаливание и массаж.

Дыхательная гимнастика может включать диафрагмальное дыхание. Используется его задержка во время выполнения упражнений, вводятся звукоподражания. Любое дыхательное упражнение необходимо начинать с глубокого, плавного вдоха.

Хождение по «Дорожкам здоровья». Пробуждение после дневного сна начинается постепенно. Обязательно несколько потягивающих упражнений в кровати. Затем дети друг за другом идут по «Дорожкам здоровья». Это различные по фактуре поверхности, которые хорошо массируют стопы ребенка. Одновременно идет процесс закаливания. Во время хождения по дорожке дети выполняют различные упражнения для рук, учатся дышать спокойно и медленно.

Босохождение: завершающим этапом хождения по «Дорожкам здоровья» является босохождение по полу. Дети ходят на носочках и пятках, выполняя при этом упражнения для рук.

Самомассаж:

– круговые поглаживания задней части шеи: сначала легкие, затем с небольшим нажимом, 15 движений сначала левой рукой, затем столько же правой.

– самомассаж плечевого сустава: предлагается подвигать плечевым суставом, слегка его «разогреть», далее – правой рукой с легким нажимом растереть левый плечевой сустав, затем левой рукой – правый плечевой сустав (необходимо выполнять 15 – 20 круговых движений каждой рукой);

– самомассаж спины: слегка наклониться вперед, руки сжать в кулаки и тыльной стороной растирать спину от позвоночника к бокам (по 20-30 движений с небольшим нажимом). По возможности массировать от самой высокой точки и до крестца;

– самомассаж коленного сустава: нога согнута, ступня на полу, ладонями обеих рук растирать коленный сустав круговыми движениями (не менее 20 – 30 движений на каждом коленном суставе);

– самомассаж ступней: положить левую ногу на бедро правой ноги и поочередно массировать каждый палец, подошву, голеностоп, то же выполняется с правой ногой.

Бесконтактный массаж:

– «Разогрев» руки (ладошка о ладошку), сделать несколько «умывающих», «расчесывающих» движений. «Провести» по шее, груди, животу, не касаясь их ладонями. Сделать несколько круговых движений, почувствовав тепло ладоней. Затем – по спине, крестцу, ногам. Бесконтактный массаж необходимо делать в спокойной обстановке, хорошо разогретыми ладонями.

Упражнения на формирование правильной осанки. Работа над правильной осанкой проводятся постоянно и регулярно: за столом, во время ходьбы, на прогулках, на праздниках, в играх – дома и в детском саду.

Одновременно с физическим развитием воспитанника следует вести систематическую работу и над его духовным воспитанием. Ведь только тогда человек будет здоров, когда он будет любить себя, своих близких, жизнь вообще. Действительно здоровым можно назвать только человека, живущего в согласии с собой и с миром.

Наши хорошие мысли, добрые дела, любовь к ближним – лучшее лекарство для нашей души. Если человек красив душой, то и тело его будет красивым. В нашем жестоком мире дети разучились говорить друг другу добрые слова, комплименты, они не замечают вокруг себя красоты, они не отвечают на заботу заботой, на любовь – любовью. Они разучились слышать и слушать. Поэтому мы считаем своей задачей научить детей добру, научить их не стесняться говорить добрые слова. Каждое утро мы начинаем с замечательного упражнения «Водопад добрых слов». Дети говорят комплименты друг другу, придумывают для каждого вежливые и красивые слова. Именинникам мы дарим самые красивые слова на свете, ведь ничто так дорого не стоит, как слово.

В результате последовательной, системной работы наш коллектив достиг определенных результатов. Создана богатая развивающая среда, позволяющая организовать рациональный двигательный режим в течение дня. Дети имеют возможность самостоятельно и с помощью воспитателя использовать в своей деятельности пособия по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Таким образом, в нашем детском саду успешно решается основная задача современного образовательного учреждения – создание благоприятных, эмоционально благополучных условий для развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепление их физического и психического здоровья.

Приложение. Конспект НОД по образовательным областям «Физическая культура» и «Здоровье» для детей подготовительной группы «В гости к медвежонку»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела