Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Вероника Леонидовна Зимина,
воспитатель МКДОУ Д/С № 14 Калининского района г. Новосибирска

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского учреждения

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Поэтому моя работа с детьми в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. В своей работе использую программу «Первые шаги». По данной программе первый месяц ребёнок посещает детский сад вместе с родителями по два часа в удобное время.

В ней разработаны специальные мероприятия консультативного и деятельностного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей в воспитании и развитии ребёнка.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребёнком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей.

В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение.

Ребёнок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребёнка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.

Необходимое условие адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом его индивидуальных особенностей.

Для того чтобы установить доверительно-деловой контакт с родителями, я использовала такие методы:

– показ положительного образа ребенка – перестановка акцентов, т.к. родители в общении со своим ребенком часто упускают положительные моменты;

– ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка;

– совместное исследование и формирование личности ребенка;

– совместное изготовление пособий и игрушек для обогащения предметно-развивающей среды.

Проявлениями дезадаптации ребёнка могут стать частые соматические заболевания, нарушение сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребёнок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.

Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно и комфортно в детском саду, старалась создать способствующую этому атмосферу общения.

Для этого:

– учитывала индивидуальные особенности детей;

– создавала эмоционально благоприятную атмосферу в группе;

– весь материал расположила в группе таким образом, чтобы дети могли свободно брать понравившуюся игрушку.

В результате у меня в группе ежегодно снижается уровень тяжелой адаптации, уровень заболеваемости, возрастает уровень усвоения программы младшими дошкольниками.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела