Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Людмила Николаевна Чевозёрова,
воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 14 Калининского района г.Новосибирска

Использование деятельностного подхода – основа успешности работы с детьми в логопедической группе

Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

Основной целью педагогической деятельности воспитателя логопедической группы является достижение гармонии в умственном и физическом развитии детей, что поможет им в успешном обучении в школе и в дальнейшей адаптации в социуме. У детей с нарушенными речевыми функциями недостаточно сформированы и психические процессы, а именно внимание, память, логическое мышление. Эти дошкольники, в основном, кинестетики, им присуще несобранность, быстрая утомляемость, неумение вовремя включаться и переключаться с одного объекта на другой. Приходится искать средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Одним из таких средств является деятельный подход в организации образовательного процесса и принцип интеграции образовательных областей, что соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Планируемая образовательная деятельность при помощи современных методов обучения позволит заинтересовать ребят, раскрыть их внутренние резервы, повысить мотивацию к познанию. Смена видов деятельности активизирует воспитанников, улучшит уровень коммуникативных навыков, научит сотрудничеству со сверстниками.

Одним из современных деятельных методов обучения являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности, существенно повышать мотивацию детей к получению знаний. На занятиях с использованием ИКТ большинство детей становятся более открыты, у них менее выражена тревожность. Возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем традиционные картинки. Благодаря динамичной смене изображений, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.

Технология совместной образовательной деятельности, разработанная мною по теме «Загадочная планета» построена на основе деятельностного подхода: использование ИКТ-просмотра мультфильма, слайд-презентаций, игровая, коммуникативная, опытно-экспериментальная деятельности, проблемные, творческие, поисковые задания. Были использованы смена статических поз, гимнастика для глаз, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Активно используется интеграция образовательных областей. Организация деятельности осуществляется на принципе партнерства и взаимоуважения, что обеспечивает эмоциональное благополучие и психологический комфорт.

В результате были решены не только поставленные задачи, но воспитанники ещё получили и эмоциональное развитие, и чувство творческого удовлетворения.

Цель НОД: Формировать представление о космосе, солнечной системе на основе интеграции областей «Здоровье, познание, коммуникация, социализация».

Задачи:

1. Дать представление о космосе: солнечная система, Луна – спутник Земли; познакомить с небесными телами – метеорит и комета.

2. Развивать навыки коммуникации, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений. Обогатить и активизировать словарь по теме «Космос».

3. Развивать собственный познавательный опыт детей путём экспериментальных действий и моделирования.

4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности на основе деятельного подхода.

5. Осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование экологической культуры.

Материал:

1. Мультимедийный проектор.

2. Диск с отрывком мультфильма «Загадочная планета». Творческое объединение «Экран». Режиссер Б.Ардов.

3. Фрагменты видеофильма «Экология и культура – будущее России». Автор проекта – В.Захаров.

4. «Воздушный шар».

5. Презентация «Космос».

6. Мяч.

7. Фонарики.

8. Песок в ящике, камни.

9. «Соловушки» из бумаги.

10. «Несчастное дерево».

11. Веревочки разной длины, разноцветные круги из картона разного размера (планеты).

12. Коробочка с мини-горшочками, семена цветов.

13. Орехи грецкие.

14. Ковёр – «летающая тарелка».

Предварительная работа:

1. Рассматривание альбома Н.В. Нищевой «Раз планета, два комета». Астрономия для малышей.

2. Беседа «Есть ли жизнь на Марсе».

3. Чтение рассказов А. Митяева «первый полет», «Давай помечтаем».

4. Игра на развитие мелкой моторики «Хоровод планет».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель показывает коробочку с диском детям.

В: Ребята, посмотрите, в д/сад по электронной почте пришло видеописьмо с далекой планеты нашей галактики. Кто-нибудь знает, что такое галактика? (Ответы детей). Да. Это космическое пространство, в котором находится наша планета и др. планеты. Кто передал это письмо – остается загадкой. Давайте просмотрим его и, возможно, что-нибудь нам станет понятно.

Дети смотрят мультфильм «Загадочная планета».

В: Ребята, вы поняли, что произошло на далёкой планете «Тарри»? (Ответы детей). Злой волшебник погубил планету и вершит свои «мрачные дела». Представьте только, что такой злой волшебник появится на нашей планете, что он может натворить? Но мы-то с вами любим и бережём нашу планету. Что должны делать люди, чтобы сохранить красоту на земле?

Ответы детей (сажать деревья, цветы, не оставлять мусор в лесах и парках, не жечь костров, не вырубать леса, не загрязнять воду, не убивать животных, не разорять гнёзда и др.).

В: Молодцы! Правильно! Ребята, нужно спасти сказочную планету Тарри, чтобы злой волшебник исчез навсегда из нашей Вселенной (Вселенная – это всё космическое пространство). Что делать, как будем спасать?

Ответы детей (надо лететь на сказочную планету).

В: Но планета находится очень, очень далеко. Даже на самолёте придётся лететь 20 лет, а может и больше. Поэтому совершить полет надо на чем-то очень быстром. (Предложения детей – на ракете, на летающей тарелке…) Хорошо, полетим на летающей тарелке. Но нам еще нужно добраться до космодрома. Что такое космодром? (Ответы детей). Космодром находится за горами, поэтому вначале мы полетим на воздушном шаре.

Посмотрите, солнышко улыбается, провожает нас в далёкий путь, посылает нам свои лучики и солнечных зайчиков. Предлагаю поиграть с солнечными зайчиками. Только уговор – не забывайте следить глазками за зайчиками.

Гимнастика для глаз:

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька – маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо – ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет,

Щечки тёплыми лучами нежно согревает.

В: А ещё солнышко обещает нас в пути познакомить со своей семьёй. Проходите, ребята, воздушный шар готов к полету. Усаживайтесь удобно. Вот скажите мне, дети, если мы летим в космос, значит мы кто? (Ответы детей – космонавты).

Какими качествами должен обладать космонавт?

Ответы детей (должен быть сильным, умным, решительным, добрым…).

В: Да, верно. Ещё – грамотным и подготовленным. Проверим вашу готовность к полёту.

Д/и «Один – много» (с мячом – ответил на вопрос, передай мяч другому)

Одна ракета – много ракет

Один спутник – много спутников

Одна орбита – много орбит

Один скафандр – много скафандров

Одна комета – много комет

Один метеорит – много метеоритов

Д/и «Скажи наоборот»

На земле в солнечный день очень светло, а в космосе…темно

Летом на солнце очень жарко, а в космосе…холодно

На земле люди двигаются быстро, а в космосе…медленно

На земле дышать легко, а в космосе…тяжело

До д/сада путь короткий, а до луны…длинный

Падающий снежок мягкий, а метеорит…твердый

В: Теперь я убедилась, что вы готовы к полёту, но что-то наш шар не поднимается в воздух. Наверно ветер слабый. Давайте сделаем с вами «ветерок» – подуем посильней на шар. Только щечки не надувайте.

Ура, мы полетели!

На экране фрагмент видеофильма – ландшафт земной поверхности.

Какая красота под нами!

Вот мы и прибыли на космодром. Давайте перейдём на наш космический летательный аппарат.

Располагаемся удобно. Производим обратный отсчёт – 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!

На экране видеозапись – летающая тарелка в облаках, космическое пространство, планета Земля, затем слайд – «Солнечная система».

В: Ребята, мы с вами совершаем полёт в солнечной системе. Помните, солнышко обещало познакомить вас со своей семейкой? Посмотрите на экран – солнечная система и есть семья солнышка. Что такое солнечная система?

(Воспитатель кладёт на пол панно – «звёздное небо»)

Сейчас мы с вами попробуем её изобразить.

В центре Солнце – огромный раскаленный шар. Вокруг солнца движутся по своим дорожкам планеты. Эти дорожки называются орбитами. Сейчас мы будем выкладывать орбиты. Чем дальше от солнца дорожка, тем она длиннее. Поэтому выкладывать орбиты планет начнём с какой верёвочки, как вы думаете? (Ответы детей). Да, с самой короткой. (Дети вместе с воспитателем выкладывают круги из веревочек – «орбиты планет»).

Давайте отойдем и посмотрим, как здорово получилось! А какие вы знаете планеты? (Ответы детей). Вот вам по «планете» (воспитатель раздает детям разноцветные круги разного размера из картона).

Ближе всех к Солнцу находится Меркурий. Кладите его на «орбиту» – он темный. Здесь нет ни воздуха, ни воды.

Дальше по своей орбите движется Венера – планета бурь. На ней очень жарко, так жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог. Она почти белая.

Следующая наша планета. Как она называется? Правильно – Земля. По размеру она, как Венера, а по цвету? (Ответы детей).

На нашей планете для жизни есть всё. А что именно?

Ответы детей: Воздух, чтобы дышать. Вода, чтобы не умереть от жажды, тепло и свет, чтобы не замёрзнуть….

В: Молодцы!

Затем по своей орбите движется Марс. Это красная планета. На ней нет воды и воздуха и она тоже небольшая.

Юпитер – самая большая и грозная планета. Здесь постоянно гремят грозы и вьюжат вихри. Она коричнево-оранжевая. Помещаем её на свою орбиту.

Сатурн – чуть поменьше Юпитера. Отличается тем, что её опоясывают кольца – множество спутников. Она оранжево-жёлтая.

Уран состоит из газов – зеленая планета.

Нептун состоит из жидкости и газов. Он синий.

Плутон – не исследованная планета, т.к. очень далекая. Она сиреневая.

Вот у нас получилась модель солнечной системы. Такой хоровод водят планеты вокруг солнца.

Теперь возьмём в руки по маленькой планете (грецкий орех) и поиграем (дети катают орех между ладонями):

Хоровод планеты водят

В вышине на небосводе.

Заключили солнце в круг

И летят за другом друг.

Вокруг земли луна летает,

А зачем – она не знает.

Люди на неё глядят,

Тайну разгадать хотят.

В: Почти у всех планет есть спутники. А вот это – спутник Земли.

На экране слайд – Луна.

Кто знает, как он называется? (Ответы детей).

Да, это Луна. Какая она?

Ответы детей: Круглая, жёлтая, вся в ямках….

В:  Луна – это шар. Она твердая. На солнечной стороне невыносимо жарко, а на теневой – морозище. На луне нет воздуха и воды. Поэтому без скафандров, специально оборудованной одежды, там находиться нельзя. Поверхность луны вся в острых камнях и ямах. Откуда они? (Ответы детей) Это сделал метеоритный дождь. Метеорит – это каменное или железное тело, летающее в космосе. Посмотрите на экран – это метеоритный дождь.

На экране слайд – метеоритный дождь.

Проведём опыт – изобразим метеоритный дождь и увидим, что останется на поверхности. (Опыт с песком или мукой и камнями).

Теперь понятно, откуда на Луне ямы.

Еще в космосе летают космические тела, которые называются кометами. Когда кометы подлетают ближе к солнцу, у них появляется голова и хвост.

На экране слайд – комета.

Попробуем изобразить кометы при помощи фонариков (Гаснет свет, дети включают фонарики и изображают кометы на потолке).

Здорово получается! (Включается свет).

Наш полет продолжается (дети садятся на коврик).

Посмотрите, незаметно мы подлетели к сказочной планете.

На экране видеозапись – приземление тарелки.

Давайте прогуляемся…

Никто нас не встречает. Пусто кругом. Посмотрите, какое грустное, несчастное дерево растёт на этой планете. Может быть, нам помогут оживить планету ваши «соловушки», которых вы делали в группе. Поселим их на дерево, и каждый из вас загадает желание.

Я тоже хочу сказать своё желание: «Милый соловушка, помоги оживить планету Тарри. Сделай так, чтобы здесь всегда было тепло и светло.

Дети обращаются к соловушкам со своими пожеланиями (чтобы росла трава, пели птицы, цвели цветы, росли деревья, у жителей было хорошее настроение, небо было голубое и др.)

В: Я ещё попрошу об одном желании: «Соловушка, милый, сделай так, чтобы дракончик Галактион был освобождён и посадил много цветов, а ещё увез Федю домой на землю».

И нам пора возвращаться. Усаживайтесь удобно – 5,4,3,2,1… полетели!

На экране фрагмент видеофильма: распускаются цветы, растут деревья, планета вся в цветах.

Посмотрите, какая красота! Ай да соловушка! Все наши желания исполнил.

Ну, вот мы и дома. Мы спасли планету «Тарри» и узнали много нового. А помните слова песенки Галактиона:

Нельзя прожить без красоты,

Нельзя прожить без доброты –

Они сильнее зла.

На свете торжествует доброта.

Послушайте, как бьются ваши сердца (дети кладут руку на грудь). Мы сделали доброе дело, и наши сердца наполнились добротой. Подарим частичку сердечной доброты всем людям, чтобы они могли бороться со злом (дети сдувают с ладони «сердечную доброту»).

Чудным образом к нам попал подарок от Галактиона. Интересно, что же в этой коробочке? Это же семена цветов и маленькие горшочки. Ай да Галактион! Вот умница! Идёмте скорее сажать цветы – летом украсим нашу площадку.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела