Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ведущая рубрики
Все статьи автора(7) Наталья Николаевна Букарева,

руководитель отдела музеев

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска

Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2012/2013 учебный год

По данным на 01.05.2013 года в образовательных учреждениях города Новосибирска работает 160 музеев.

В 2012/2013 учебном году отделом музеев ГЦФКиС «Виктория» города Новосибирска было проведено 7 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений, конкурс «Экскурсовод школьного музея», городская Акция, посвященная 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина и 120-летию города Новосибирска, 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь», конкурс «Учителями славится Россия», Фестиваль музеев. Кроме того, учащиеся МБОУ СОШ №№ 2, 32, 57, 168, 182, 191, МБОУ Гимназии № 10 участвовали в Международных детских играх «Спорт – Искусство – Интеллект» в качестве экскурсоводов-волонтеров, которые проходили с 16.06.2013 г. по 04.07.2013 г. в нашем городе. Также второй год подряд проходят курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев на базе ГЦРО.

Традиционно отмечаю самые активные школы, которые принимали участие во всех мероприятиях нашего отдела. В этом году хочу за активность и хорошую работу поблагодарить руководителя музея школы № 32 Тарасову Анастасию Николаевну, № 40 – Черновина Ольга Владимировна, № 57 – Голованову Елену Николаевну, № 182 – Юрову Нину Станиславовну, лицея № 113 – Коломиец Светлану Викторовну. Из вышеперечисленных руководителей особенно активно в течение всего учебного года с нами сотрудничали Голованова Елена Николаевна, Юрова Нина Станиславовна и Тарасова Анастасия Николаевна. Результативность была разная, но и ребята, и руководители этих музеев попробовали себя в разных видах деятельности, получили определенный опыт и занимали призовые места.

Сейчас вашему вниманию предлагаю таблицу активности районов, которую мы представляем ежегодно. Эти цифры складывались из активности каждого образовательного учреждения. Результаты представлены в сравнении за три последних года, исходя из участия музеев каждого района в городских массовых делах патриотической направленности.

 

№ п/п

Район

2010/2011

%

2011/2012

%

2012/2013

%

1.                 

Дзержинский

65,55

51,75

14,0

2.                 

Калининский

50,0

40,1

8,5

3.                 

Кировский

31,81

31,33

12,8

4.                 

Ленинский

57,7

47,0

23,6

5.                 

Октябрьский

52,5

40,7

13,1

6.                 

Первомайский

48,33

58,9

6,0

7.                 

Советский

30,9

42,3

6,0

8.                 

Центральный округ

38,26

16,0

Средний % по городу

49,76

45,85

36,0

 

Еще одна таблица. Результаты этой таблицы основаны на результативности вашей работы. Есть руководители, которые принимали участие не во всех конкурсах, но в тех, в которых принимали или занимали призовые места. В качестве достижений также учитывалось участие в научно-практической конференции руководителей школьных музеев в форме доклада или статьи в сборник. Здесь немного другие цифры. Результаты показаны в сравнении за два последних года.

 

№ п/п

Район

Кол-во музеев в районе

2011/2012 уч. год

2012/2013 уч. год

Количество призовых мест

Количество призовых мест

1.                 

Дзержинский

18

10

7

2.                 

Калининский

14 (было 15)

3

5

3.                 

Кировский

24 (было 22)

6

7

4.                 

Ленинский

30+2 уголка

13

6

5.                 

Октябрьский

15 (было 17)

4

5

6.                 

Первомайский

9 (было 12)

7

1

7.                 

Советский

12 (было 12)

5

3

8.                 

Центральный округ

32

3

1

 

Чаще всего дети приходят к человеку, гораздо реже – к коллекции. И мне очень приятно ежегодно отмечать тех руководителей, к которым всегда приходят ребята. Это действительно необыкновенные личности: они сами увлечены музейным делом, и заразили этим ребят на долгие годы. Если музей строит Человек, то с ним рядом всегда будут ребята. Именно такие музеи я и хочу отметить сейчас. Руководители этих школьных музеев совместно с ребятами-активистами принимали участие в 4 или 5 мероприятиях городского отдела музеев центра «Виктория».

Дзержинский район: МБОУ СОШ №№ 57, 87, 153, МБОУ Лицей № 113;

Калининский район: МБОУ СОШ № 28;

Кировский район: МБОУ гимназия № 7, МБОУ СОШ № 47;

Ленинский район: МБОУ Гимназия № 16, МБОУ СОШ №№ 40, 73, 86;

Октябрьский район: МБОУ СОШ № 32;

Центральный округ: МБОУ СОШ № 168.

Именно эти образовательные учреждения в предыдущих таблицах и дали положительные показатели для своих районов.

В этих музеях ребята всегда находят для себя интересное дело, здесь всегда востребованы их способности. Для этого многие руководители музеев разрабатывают новые музейные программы с различными деятельностными формами работы для детей. И очень активно используются интернет-технологии, которые ребята осваивают вместе с руководителями.

Каждый год мне приходится называть образовательные учреждения, чьи музеи не приняли участие ни в одном городском мероприятии нашего отдела.

Дзержинский район: МБОУ СОШ № 18, детский дом № 9;

Калининский район: МБОУ СОШ №№ 83, 184;

Кировский район: МБОУ СОШ № 128, 135, МДОУ д/с 172, 425, 436, 461;

Ленинский район: МБОУ СОШ № 48, 72, ДДТ им. Дубинина;

Октябрьский район: МБС(К)ОУ С(К)ОШ №1;

Первомайский район: МБОУ СОШ № 140, 147, Лицей № 128;

Советский: МБОУ СОШ № 102, Гимназия № 5, ДОД ЦДТ;

Центральный округ: Сибирский кадетский корпус, МБОУ СОШ № 1, 29.

Количество таких музеев, к сожалению, в прошлом году увеличилось с 13 в позапрошлом учебном году до 27 в прошлом. Много разных причин, но одна из главных, что заместители директоров по ВР не видят в руководителях музеев потенциальных помощников в деле патриотического воспитания школьников или не умеют использовать этот потенциал. И вторая, не менее важная причина: в некоторых музеях должность руководителя музея на сегодняшний день вакантна.

А теперь я бы хотела остановиться на более подробном анализе участия музеев и их результатах по каждому мероприятию.

 

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея»

Второй раз в прошлом учебном году проходил городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов музеев ОУ. Было подано 39 заявок из всех районов города: МБОУ СОШ № 28 (2 человека), 32, 40 (2 человека), 41 (3 человека), 47, 57, 58, 63 (2 человека), 66, 67, 73, 80, 86, 108 (2 человека), 111 (2 человека), 129, 141, 144, 153 (2 человека), 182, 191, 206 (2 человека), МАОУ Гимназии 7, 12 (3 человека), 16, Лицея № 113, 81 (2 человека). Учащиеся из 15 образовательных учреждений участвуют в нашем конкурсе уже второй год: МБОУ СОШ №№ 28, 32, 57, 63, 73, 80, 86, 141, 144, 182, 191, Гимназии № 7, 12, Лицея № 81, 113. Десять образовательных учреждений направили на конкурс более одного участника. Было очень много хороших участников, отбирать в финал ребят было сложно.

«Портфолио». Было достаточно иллюстративного материала, чтобы много узнать об участнике, как о разносторонней личности. Большинство материалов имели логическую завершенность, были аккуратно и эстетично оформлены.

Сейчас хотелось бы высказать некоторые пожелания и предложения жюри для будущих участников конкурса. В некоторых текстах экскурсий «Мой школьный музей» и «Я – сибиряк» явно ощущался стиль педагога. Не всегда прослеживалась логика в построении обзорной экскурсии по музею. Некоторые тексты экскурсий «Мой школьный музей» напоминали отчеты о работе музея.

«Мастер-класс». Во второй этап прошли все участники, кто представил на конкурс свое Портфолио. Из-за сильных морозов не все участники смогли принять участие во втором этапе. А арендовать зал для четырех участников, к сожалению, не представилось возможным.

На этом этапе было предложено провести виртуальную экскурсию по пяти значимым, с точки зрения конкурсанта, местам Новосибирска. На втором и третьем этапе в состав жюри входили Мжельская Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент НГПУ; представители Музея города Новосибирска: методист Антропов Евгений и директор музея Щукина Елена Михайловна; главный редактор журнала «Таймикс» Шаповалова Ксения Олеговна и Заслуженный учитель РФ Шихваргер Григорий Авраамович.

Теперь немного подробнее о мастер-классе. Хочу отметить, что было выбрано много интересных объектов, и они не повторялись. Ребята рассказывали о мостах Новосибирска, о музеях, фонтанах, о любимых местах отдыха горожан, о зданиях, расположенных на Красном проспекте и др.

В финальный этап вышли ученики:

№ ОУ

Ф.И. финалиста

МБОУ СОШ № 47

Колесников Артём

МБОУ Гимназия № 16

Шилова Вероника

МБОУ СОШ № 206

Титова Елизавета

МБОУ Лицей № 81

Арбузов Андрей

МБОУ СОШ № 28

Корникова Яна

МБОУ СОШ № 28

Кормилина Алина

МБОУ СОШ № 57

Малова Екатерина

МБОУ СОШ № 80

Корда Александра

МБОУ СОШ № 41

Белокрылова Анастасия

МБОУ СОШ № 108

Жданова Алена

 

Победителями и призерами конкурса стали:

в младшей возрастной группе:

1 место Колесников Артем, МБОУ СОШ № 47,

2 место Малова Екатерина, МБОУ СОШ № 57,

3 место Титова Елизавета МБОУ СОШ № 206;

в старшей возрастной группе:

1 место Арбузов Андрей, МБОУ Лицей № 81,

2 место Шилова Вероника, МБОУ Гимназия № 16,

3 место Корда Александра, МБОУ СОШ № 80.

По участию в данном конкурсе для всех участников проводились консультации, как групповые, так и индивидуальные на всех этапах.

 

Баландинские чтения

Второй год подряд школьные музеи нашего города принимали участие в работе школьной секции, проходившей в рамках Баландинских чтений, организатором которых является Музей города Новосибирска и Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Заявки на участие подавали учащиеся МБОУ СОШ № 32, 47 (2 человека), 52, 103, 162, 196, Гимназии № 7, 9, 12 (2 человека), 14, Лицея № 136, Аэрокосмического лицея (3 человека). На эту конференцию были рекомендованы некоторые работы, принявшие участие в НПК школьников «НОУ «Сибирь». Все работы были тематические и посвящены 120-летию города Новосибирска. Материалы руководители направляли сами по указанному в информационном письме адресу.

Организаторы отметили высокий уровень детских работ, еще большую, по сравнению с позапрошлым годом, активность и заинтересованность руководителей школьных музеев.

Конференция проходила в течение 4-х дней, школьная секция проводилась во второй день.

Если первый год работы только прослушивались и участникам выдавались Дипломы за участие, то в этот раз были присуждены места. Оценки жюри были следующие:

№ ОУ

Ф.И. участника

Место

МБОУ Гимназия № 9

Иванова-Жданова Елена

I

МБОУ Гимназия № 14

Маленков Никита

I

МБОУ СОШ № 47

Колесников Артем

II

МБОУ Гимназия № 12

Воевода Аурика

II

МБОУ СОШ № 162

Алексеев Александр

III

МБОУ АКЛ

Загайнов Никита

III

 

Предварительного отбора по районам нет, поэтому работы можно подавать непосредственно в оргкомитет данного мероприятия. За школьную секцию отвечают сотрудники Музея города Новосибирска.

 

Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь»

07.02.2013 г. в рамках Научно-практической конференции школьников «НОУ «Сибирь» прошла секция «Музеология», на которой было представлено 16 работ из 13 образовательных учреждений города. Некоторые образовательные учреждений представляли 2-3 работы.

В 2012/2013 учебном году в работе городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь» участвовали: МБОУ Гимназия № 16 «Французская», Лицей № 113, МБОУ СОШ №№ 57, 32, 40, 82, 86, 87, 94, 120, 134, 144, 168.

Работы на конференцию были поданы неплохие, интересно представлены темы. Ребята научились работать с первоисточниками, с архивными документами. Многие учащиеся работают не только с фондами своих школьных музеев, но и смотрят на краеведение с точки зрения музеологии. Довольно часто стали встречаться работы, связанные с историей зданий нашего города. Во время проведения секции активно работали слушатели, задавали вопросы, просили уточнить какие-либо данные. Не менее активную позицию заняли и ребята-выступающие: многие свободно владели материалом, отвечали на вопросы, общались с аудиторией. Все участники конференции получили Удостоверения, а представитель «Золотой Лиги» – приглашение на церемонию награждения.

Пожелания руководителям, готовящим участников для конференции:

1. Не рекомендуется превышать время выступления (если ученик владеет материалом, то он вполне может уложиться в отведенное ему время, выделив основные этапы работы).

2. Материал доклада должен быть ориентирован для дальнейшей работы в школьном музее: оформление выставки, пополнение музейных фондов, проведение мероприятия, интегрированного урока и др.

3. Лучше, когда работа основана на проверенных достоверных источниках, стараться исключать недостоверные источники.

4. Исключить орфографические ошибки в слайдах. Это недопустимо.

5. На НПК нельзя использовать музыку, стихи, если только это не анализ данного стихотворения или музыкального отрывка. НПК – это не экскурсия, это другой формат.

6. В материалах работы обязательно должен звучать ваш школьный музей. Именно поэтому работа и попадает на секцию «Музеология».

7. Тема должна соответствовать поставленным целям и задачам.

8. Наиболее выигрышно звучат темы, в названии которой уже звучит проблема, где виден поиск.

Все это Татьяна Владимировна Мжельская рассказывает на обучающем семинаре, который проводится ежегодно в рамках курсов повышения квалификации для слушателей.

 

Научно-практическая конференция руководителей школьных музеев

13.02.2013 г. на базе МКОУ ДОД ДТД УМ «Юниор» прошла научно-практическая конференция руководителей школьных музеев «Ресурсы развития школьной музейной педагогики».

В конференции 2 формы участия: доклады на пленарном заседании (не более 10 мин.) и статьи для сборника.

Среди выступающих были руководители школьных музеев, заместитель директора по ВР, представители ГЦИ «Эгида» и Музея города Новосибирска. 

Статьи и доклады войдут в юбилейный сборник методических материалов. В 2013/2014 учебном году будет проходить 10-я, юбилейная конференция.

Пожелания к авторам статей:

1. Исправлять грамматические ошибки.

2. Не пользоваться так откровенно интернетом: попадаются работы, как будто написанные под копирку.

На конференции руководителям школьных музеев был выдан сборник «Школьный музей 21 века: информатизация школьного музея».

Статьи подаются до 6 февраля включительно в эл. и печатном вариантах.

Доклады принимаются до 30 декабря, и тогда уже верстается программа.

 

Городская Акция, посвященная 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина и 120-летию города Новосибирска

26.02.2013г. на базе МБОУ СОШ № 94 прошла городская Акция, посвященная 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина и 120-летию города Новосибирска. Каждый район города представил свою команду. Команды были как сборные, так и из одного образовательного учреждения по 10 человек. Заявок было подано больше, чем ожидали организаторы мероприятия. Но организаторы никому не отказали, радушно приняли всех. Общее время проведения Акции составило 2 час, время прохождения командой каждого этапа игры – 15 мин.

Цели Акции - повышение роли дополнительного образования в духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей и подростков, внедрение передовых форм и методов работы по патриотическому воспитанию в систему образования через работу школьного музея, активизация творческого потенциала обучающихся.

Задачи Акции:

  • Расширение знаний по историко-культурному наследию родного города;
  • Знакомство школьников и руководителей музеев с элементами направления музейной деятельности «Интерактивный музей» через включение игровых элементов в процедуру музейной экскурсии;
  • Создание условий для развития коммуникативных способностей, расширения кругозора, воспитания познавательных способностей учащихся;
  • Формирование общей культуры личности учащихся, чувства сопричастности к истории родного края.

Руководители музеев МБОУ СОШ № 94 Ольга Константиновна и Вероника Викторовна активно участвовали в разработке материалов Акции, в оформлении, даже не забыли организовать обед для участников.

Ребята из районных команд были поделены хаотичным способом на 10 команд. В состав команды вошли ребята из разных районов и разных ОУ, поэтому районы не боролись друг с другом. В команде ребята приобрели новых друзей, развили свои коммуникативные навыки. Все с удовольствием бегали по школе, выполняли задания, позитивно относились к своим неудачам, если таковые были.

Все участники на память получили именные Дипломы и магниты с символикой Акции.

В процессе прохождения каждого этапа команды создавали одну страничку альбома, посвященного 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина и 120-летию города Новосибирска. По итогам Акции был создан альбом и передан 01.03.2013г. на Городском Уроке в Фонд им. Покрышкина. Альбом торжественно передавали Костина Ольга Константиновна, руководитель музея МБОУ СОШ № 94, и Крапивина Ольга, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 94.

 

Городской конкурс «Учителями славится Россия»

В марте 2013 года прошел городской конкурс «Учителями славится Россия». Было подано 69 заявок от авторов и творческих коллективов. Конкурс проводился по двум номинациям: «Учителя – ветераны педагогического труда» и «Учителя – ветераны Великой Отечественной войны».

Цели и задачи конкурса:

создание условий для изучения исторического наследия России и формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции;

участие подростков в поисковой работе, пополнение на этой основе фондов школьных музеев и стимулирование интереса детей к изучению истории образовательного учреждения;

сбор воспоминаний участников Великой Отечественной войны, рассказов о реальных событиях военного времени с использованием фотографий,

подготовка материалов к изданию сборника «Учителями славится Россия».

Перед комиссией, которая оценивала материалы конкурса, стояла сложная задача – выбрать лучших в нескольких номинациях. Нравится все. Тексты были написаны от души, многие творчески подошли к подаче конкурсных материалов. Поэтому, традиционно, на каждом призовом месте оказалось несколько человек. При анализе многих работ видно, что работа в музее ведется систематически, творчески, музеи активизируются. Это приятно. А опыт лучших, без сомнения, пригодится. Конкурс, собственно, тем и важен, что помогает педагогам искать новые формы в работе.

Победители и призеры городского конкурса:

Номинация «Учителя – ветераны педагогического труда»

I место

1. Пчельникова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 28;

2. Чернов Дмитрий, ученик 10 класса МБОУ СОШ № 28.

II место

3. Яковлева Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 202;

4. Якушенко Тамара Васильевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 202;

5. Дронов Анатолий, ученик 11 класса МБОУ Гимназии № 17;

6. Антонова Полина, ученица 11 класса МБОУ Гимназии № 17.

III место

7. Коломиец Светлана Викторовна, руководитель музея МБОУ Лицея № 113;

8. Бессонова Татьяна, ученица 11 класса МБОУ Лицея № 113;

9. Федоринин Илья, ученик 9 класса МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка».

 

Номинация «Учителя – ветераны Великой Отечественной войны»

I место

10. Перков Виталий Андреевич, руководитель музея МБОУ СОШ № 121.

II место

11. Евдокимова Дора Николаевна, учитель математики МБОУ СОШ № 202;

12. Якушенко Тамара Васильевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 202;

13. Голованова Елена Николаевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 57;

14. Малова Екатерина, ученица 8 класса МБОУ СОШ № 57.

III место

15. Сосновская Анна Николаевна, руководитель музея МБОУ СОШ № 168;

16. Платонова Ирина, ученица 6 класса МБОУ СОШ № 168.

 

Курсы повышения квалификации по музейной педагогике

Необходимы мероприятия, направленные на стимулирование работы и повышение квалификации руководителей и актива школьных музеев

Руководитель школьного музея – это хороший сплав знаний, интеллекта и беззаветной любви к своему делу. Это особая прослойка людей, но на одном призвании работать сложно.

И нам уже не обойтись без специальных знаний в таких актуальных музейных вопросах, как «управление музеем», «работа с фондами», «работа с посетителями», «рекламная деятельность музея». Большую помощь оказывают здесь курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев.

Второй год подряд отдел музеев ГЦФКиС «Виктория» организовывал обучающие курсы по музейной педагогике «Содержание и методика краеведения в современной школе» на базе МКОУ ДОВ «Городской центр развития образования» (Котовского, 8) для педагогов дополнительного образования – руководителей музеев ОУ с 25.03.2013 г. по 05.04.2013 г. Обучалось 23 человека. Среди слушателей были: руководители школьных музеев, учителя-предметники, социальный педагог, воспитатель детского сада, заведующая школьной библиотекой, учителя начальных классов, заместители директоров по ВР.

Организационные занятия проходили на базе городского Центра развития образования. Форма проведения курсов также предполагала выезд в различные образовательные учреждения. Слушателей курсов второй год подряд принимали: МБОУ Городской педагогический лицей им. Пушкина, МБОУ Аэрокосмический лицей, МБОУ СОШ № 94, музей города Новосибирска и Новосибирский государственный педагогический университет.

Хочется поблагодарить руководителей музеев данных образовательных учреждений Костину Ольгу Константиновну и Шадрину Веронику Викторовну, руководителей музея МБОУ СОШ № 94; Сунцову Наталью Витальевну и Ефанову Ольгу Валентиновну, руководителей музея АКЛ; Ткаченко Наталью Юльевну, руководителя музея НГПЛ, Мжельскую Татьяну Владимировну (НГПЛ), Щукину Елену Михайловну, директора Музея города Новосибирска.

Курсы проходят в течение 2-х недель с отрывом от производства во время весенних каникул и первой учебной недели 4-ой четверти.

При проведении курсов чередовались практические и теоретические занятия. Были организованы мастер-классы, «круглые» столы, обучающие семинары, практикумы, экскурсии, представлен опыт работы музеев вышеназванных образовательных учреждений. Темы занятий различны: «Современные проблемы музейной педагогики», «Современные технологии в школьном музее», «Муниципальный грант», «Мониторинг работы музея образовательного учреждения», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «Интерактивная экскурсия» и другие.

По окончании курсов все слушатели получили удостоверение государственного образца. Программа курсов имеет лицензию. Объем курсовой подготовки – 72 часа. Для слушателей курсы бесплатные.

 

Городской Фестиваль школьных музеев

15 мая 2013 года прошел Городской Фестиваль музеев на базе музеев Центрального округа города Новосибирска. Церемония награждения проходила в зале Дома Офицеров.

В работе Фестиваля принимали участие руководители и активисты школьных музеев и дошкольных образовательных учреждений, педагоги-предметники, директора образовательных учреждений и заведующие дошкольных образовательных учреждений, специалисты районных отделов образования, представители общественных организаций и мэрии.

При проведении мероприятий все образовательные учреждения использовали различные технические средства. Все этапы были четко организованы, в некоторых образовательных учреждениях (если того требовали условия) группы были разделены на две секции: секция руководителей музеев и секция активистов школьных музеев.

Всем участникам была выдана программа Фестиваля с подробным описанием каждого из двух этапов проведения.  

Сертификат на проведение Фестиваля в 2014 году был торжественно передан Калининскому району.

 

Профильная смена «Я гражданин России»

В июне 2013 года на базе ДОЛ «Калейдоскоп» прошла профильная смена «Я гражданин России» для активистов школьных музеев и патриотических клубов города. Это наше традиционное мероприятие. Участие в данной смене приняли 100 детей и 10 педагогов из всех районов города.

Из школьных музеев брали только тех ребят, которые обучались в городской школе «Юный экскурсовод». Группы были разновозрастные: от 10 лет до 17. Смена проходила в течение 7 дней.

Программа смены была очень разнообразна: туризм, краеведение, медицина, психология, огневая и строевая подготовка, общефизическая подготовка и др.

Как промежуточные мероприятия в середине смены прошли смотр-конкурс «Аты-баты…», где ребята показали свое умение ходить строем, исполнять строевые песни и др. и «Молодецкие игры».

В конце смены была проведена интеллектуальная игра «Мой родной город», где ребята использовали знания, полученные на занятиях. Ребята по маршрутному листу посещали станции, где выполняли определенные задания: ответить на вопросы викторины, пройти туристический маршрут, сочинить четверостишие о Новосибирске, составить и склеить высказывание о Новосибирске и др.

Смена очень сдружила ребят, сейчас многие из них общаются через интернет и организуют встречи друзей. По окончании смены организаторы получили много положительных отзывов. Был один отрицательный отзыв: очень короткая смена и предложение продолжить ее.

 

Проект «Экскурсоводы-волонтеры в Международных детских играх «Спорт – Искусство – Интеллект»

16.06.2013 г. по 04.07.2013 г ребята из МБОУ СОШ №№ 2, 32, 57, 168, 182, 191, МБОУ Гимназии № 10 реализовывали проект «Экскурсоводы-волонтеры в Международных детских играх «Спорт – Искусство – Интеллект». Учащиеся из вышеперечисленных образовательных учреждений в рамках Международных игр проводили обзорные экскурсии по городу для команд из различных городов России. Ребята не только проводили экскурсии, но и участвовали в сопровождении команд.

 

Городская школа «Юный экскурсовод»

В течение учебного года на базах образовательных учреждений города работает городская школа «Юный экскурсовод». В 2012/2013 учебном году в «Школе…» обучалось 585 ребят в 39 группах. Занятия в группах вели педагоги нашего отдела Сычева Олимпиада Ивановна, Тарасова Анастасия Николаевна, Шигаева Тамара Григорьевна, Саванчук Людмила Ефимовна. Это годовой курс, по окончании которого ребятам выдается свидетельство об окончании школы и о получении квалификации «Экскурсовод школьного музея». Кстати, именно из числа этих ребят и набирались волонтеры для Международных детских игр.

В течение года ребят учили работать с архивными материалами, с музейными фондами, знакомили их с литературой по определенной теме, помогали готовить доклады для уроков, конференций, консультировали при подготовке материалов для конкурсов различных уровней. Наши педагоги вместе с учащимися и их руководителями помогали делать подбор экспонатов, готовить выставки, тематические и обзорные экскурсии по школьному музею. Курс предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий.

Группы набираются в начале сентября каждого года, заявки от руководителей музеев принимаются в августе. Одна группа – 15 человек. Ребята в группе могут быть как из одной школы, из одного класса, так и разновозрастные или сборные из разных школ.

В августе мы получили заявок больше. К сожалению, все удовлетворить не сможем, остальных поставим в очередь и будем выполнять по мере возможности.

 

Паспортизация музеев образовательных учреждений

В течение 2012/2013 учебного года было паспортизировано 3 музея образовательных учреждений.

Паспортизация проходила согласно утвержденного графика. Хочу отметить тот факт, что уже не первый год все поданные документы оформляются без единого замечания или поправки. Руководители музеев стали более ответственно подходить к вопросу паспортизации музеев, документы подают вовремя и в полном объеме.

Но не все музеи вовремя проходят паспортизацию. Тем руководителям, которые не прошли вовремя паспортизацию, придется заново собирать пакет документов.

Список музеев, которые не прошли вовремя паспортизацию. В скобках указана дата, когда закончилась паспортизация.

Дзержинский район: МБОУ СОШ № 111 (2007), 153 (2008), 177 (2008), детский дом № 9 (не проходил).

Калининский район: МБОУ СОШ № 8 (2008), 26 (не проходил), 30 (не проходил), 34 (2007), Лицей № 81 (2007).

Кировский район: МБОУ СОШ № 39 (не проходил), МБОУ ЛИТ (2006), ДДТ «Кировский» (2006).

Ленинский район: МБОУ СОШ № ДТД им Дубинина (2006).

Октябрьский район: МБОУ СОШ № 16 (2006), 52 (2008), МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 1(не проходил).

Советский район: МБОУ СОШ № 80 (2008), Гимназия № 5 (2006).

Центральный округ: МБОУ СОШ № 1 (2007), 17 (2008), 24 (2008), Гимназия № 9 (2004, 2008 оба музея), Лицей № 9 (не проходил), ЦДТ Заельцовского района (2008).

Хотелось бы, что бы специалисты районных отделов образования обратили внимание на эти школьные музеи. Лишь в Первомайском районе все школьные музеи вовремя прошли паспортизацию.

В этом году у нас начинается перепаспортизация музеев ОУ. Документов для этого надо меньше, нежели на паспортизацию.

Для этого необходимо подать заявление на перепаспортизацию, заверенное печатью ОУ и подписью директора ОУ, Паспорт музея и учетную карточку. Все формы документов будут находиться на нашем сайте в разделе «Нормативно-правовая база».

 

Сайт отделения патриотического воспитания

И несколько слов о сайте патриотического воспитания, который начал свою работу с января этого календарного года. Адрес сайта: patriot.nios.ru.

На нашем сайте в разделе «Музеи ОУ» размещена информация обо всех школьных музеях нашего города. Но, к сожалению, мы не можем закончить оформление этого отдела, так как не все школьные музеи представили информацию. В мае-июне всем руководителям школьных музеев, директорам ОУ была озвучена просьба: для размещения информации на сайте необходимо выслать по эл. адресу фотографию школьного музея. Многие коллеги откликнулись на просьбу, правда, не все сразу. А от некоторых руководителей мы так и не смогли получить фото.

Начался новый учебный год… Хочется пожелать педагогам новых открытий, удач и побед. Поблагодарить тех, кто неравнодушно относится к воспитанию подрастающего поколения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 66)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела