Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Ольга Алексеевна Байл,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 1 имени Героя Советского Союза В.Н. Тимонова Карасукского района Новосибирской области

Развитие физической культуры в МБОУ гимназии №1 г. Карасука

Урок, проведенный путем механического

набора упражнений, безлик и не интересен.

Физическая культура является мощным

средством и для развития человеческой психики.

 

Сейчас наблюдается пересмотр традиционных целей школьного образования, которые состоят в обеспечении разносторонней умственной и двигательной подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь на фоне тенденции ухудшения показателей физического и психического здоровья детей. Поэтому я создала свою программу дополнительного образования детей «Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях гимназии №1 Карасукского района».

Необходимо саморазвитие культуры физического и психического здоровья учащихся. От решения этой задачи зависит качество подготовки детей к дальнейшей жизни, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья. Я считаю, что если проводить профилактику заболеваний учащихся, включать их в различную физкультурно-эстетическую, физкультурно-эмоциональную, соревновательную двигательную активность, то усилится возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.

Для того чтобы повысить результативность своей работы, необходимо определить психологическое и эмоциональное состояние учащихся, уровень их тревожности, оценить личностную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. С этой целью в начале учебного года запланирована совместная работа с психолого-педагогической и медико-социальной службой гимназии. На основании результатов диагностики я разрабатываю план мероприятий, комплекс учебно-методических рекомендаций по группам заболеваний учащихся, специальных медицинских групп.

 

Особенности сенсомоторных реакций

 

Быстрота реакции

Быстрота и точность реакции тормозной дифференцировки

Оценка скорости восприятия и переработки информации

34%

66

 

35%

52

26%

      

 

Оценка личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся

 

Уровни

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

Высокий

25 уч

46,3%

22 уч

44%

17 уч

14%

21 уч

40,3%

Средний

17 уч

30,3%

15 уч

30%

15 уч

10%

17 уч

32,6%

Низкий

14 уч

25%

13 уч

26%

18 уч

28%

14 уч

26,95

 

 

 

Оценка уровня напряженности учащихся

Уровни

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

Высокий

7 уч

12,5%

9 уч

18%

7 уч

14%

12 уч

23%

Средний

16 уч

28,5%

10 уч

20%

11 уч

22%

10 уч

19,5%

Низкий

31 уч

55,3%

31 уч

62%

32 уч

64%

29 уч

55,7%

 

Результаты методики самооценки школьных ситуаций

Уровни

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

Высокий

10

13

6

8

Средний

21

20

11

13

Низкий

25

17

33

30

 

Использую технологию «Сохранение здоровья и предупреждение его нарушения», игровые технологии, технологии проблемного, дифференцированного обучения, технологию «Организации физического воспитания, развитие физического и психического здоровья школьников», оценки деятельности учащихся, Казаковой Т.Н. «Адаптивная система воспитания», Степановой О.А. «Игра и оздоровительная работа в школе», «Игровые технологии», Овсянникова В.Д. «Дыхательная гимнастика», Красикова И.С. «Осанка. Воспитание правильной осанки», Родионова А.В., Родионова В. А. «Физического развития и психическое здоровья», «Коррекции физического и психоэмоционального состояния педагогически запущенных подростков средствами физической культуры и спорта».

Опираясь на методические рекомендации, Айзман И.Р., Рубановича В.Б. «Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом», я исследую физическую подготовленность школьников в начале и в конце года, по результатам нескольких тестов определяю индекс физической готовности. Руководствуюсь разработанными Министерством РФ возрастными нормативами и отдельно учитываю методику их выполнения, с учетом индивидуальных способностей. Для этого веду наглядный протокол учёта контрольных упражнений по общей физической подготовке. Оценку физической подготовленности провожу с использованием 5- уровневой шкалы оценок.

Учитывая дифференцированный подход, для детей с хорошей физической подготовкой даю более сложные упражнения: скоростно-силовой направленности – прыжки со скакалкой, с места; на гибкость; групповые упражнения на быстроту мышления при изучении игровых видов, по карточкам «Твоё здоровье» – под прессом и т.д. Для детей со средними способностями – общеукрепляющие упражнения: комплекс утренней гимнастики. На развитие гибкости, осанки – наклоны, приседания, отжимания, наклоны с отягощающими предметами. Для детей с ослабленным здоровьем: комплекс упражнений, направленный на коррекцию плоскостопия, осанки; комплекс дыхательных упражнений; при близорукости; при нестабильности позвоночника (шейного); на внимание, оздоровительный метод СУ-ДЖОК (точечный массаж на руках), суставную гимнастику, фитбол-гимнастику и др. Комплекс упражнений составляем вместе с детьми либо самостоятельно (форма домашнего задания).

Для повышения учебной мотивации и развития навыков самоанализа ввожу интересные виды занятий, такие как: «Аэробика», «Фитнес», «Хип-хоп», Хатха-йога. Очень нравится и девочкам и мальчикам танцевать под музыку: показывая свою пластику, синхронность, чувствовать такт, ритм…Танцы с предметами: с мячом, обручем, гимнастическими лентами, этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания, игры (творческие, подвижные, спортивные). Ритмические упражнения с музыкальным сопровождением способствуют эстетическому воспитанию, развитию двигательных способностей, коллективному взаимодействию. А как интересны уроки знакомства с играми народов мира, на которых формирую гражданскую, патриотическую культуру. Провожу интегрированные уроки совместно с учителем биологии, например по теме «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы» (http://www.edu54.ru/node/91858).

В процессе поиска наиболее эффективных методов и способов обучения мною разработана система уроков по релаксации через творческое воображение, в которой применяю элементы технологии психолога Джека Хаззорда «Образное видение». Например, под тихую музыку звуков природы дети лежат на ковриках, закрыв глаза, расслабившись. Я тихо произношу описания (…вы лежите на берегу моря, светит яркое солнышко, вам тепло, слышна музыка…). А затем они делятся «картинками», которые «увидели», представили или делают наброски на дощечках, изображают мимикой, телодвижением. Эффективны минутки релаксации с вибромассажерами (трубками, подушками), басу – платформами, фитнес-мячами.

При определении уровня результативности учащихся учитываю результаты внеурочной деятельности. Отслеживаю участие в различных видах спорта, олимпиадах, общешкольных мероприятиях, спортивных праздниках: «Днях здоровья», «Туристских спортивно-оздоровительных походах», «Зимних забавах», «Весёлых стартах», предметных неделях и др., в рамках которых учащиеся раскрывают физические и творческие способности, психологическую удовлетворенность.

Я всегда поддерживаю интерес ребят в проведении таких спортивных праздников, как «Спортивный калейдоскоп», в котором принимают участие учащиеся с 5 по 11 классы. Начинается борьба с «визитной карточки»; выстраивают акробатические пирамиды, затем конкурс на лучшую пантомиму, музыкальное домино, армрестлинг, как среди юношей, так и среди девушек, и другие поединки. И заканчивается праздник традиционной «Физкультурной песней» (наш школьный физкультурный гимн), который написала выпускница нашей школы Криворучко Кристина, на мелодию песни «Что такое осень».

 

 

1.Что такое школа? Это дети,

Бегающие  на физкультуре.

Спорт – это все лучшее,

что только есть на свете.

Честно вам признаемся в натуре}2р 2 р                          Пр. Школа – это уроки физ-ры.

Школа – это смех детворы.

Чтобы всем нам здоровыми стать,

Нужно физкультуру посещать!!!

 

2.Если заниматься на уроках,

Каждый станет сильным и  здоровым.

Позабудете вы обо всех своих невзгодах

Станет каждый бодрым веселым.} 2р 3.Приходите к нам на физкультуру

Побегаете там вы вместе с нами.

Будете иметь вы распрекрасную фигуру,

Станете со спортом вы друзьями.} 2р                      

На «Празднике детства» активны как ребятишки, так и взрослые: прыгают на фитнес-мячах, бросают шары в цель, строят замки из мягких геометрических фигур, состязаются в силе, ловкости, находчивости. Между конкурсами девушки показывают бальный танец.

Звучит «Гимн Молодежи Новосибирской области» – красивейший парад со знаменами. Парни гордо и торжественно, изображая «фигуры», шествуют по залу.

А теперь барабанная дробь заставляет обратить на себя внимание. В красочных костюмах группа девочек исполняет танец барабанщиц.

Сменяется музыка и две маленькие девчушки уже в центре площадки в роли «пилотов» танцуют и приглашают группу из 80-ти человек на Флеш-Моб.

А чтобы был такой праздник, нужна подготовка. Я, имея свою авторскую программу дополнительного образования, включаю ее в урок (5-10 мин). И такие праздники как итоговый урок или общешкольное мероприятие.

Важным звеном в моей работе является совместная работа детей, родителей, педагогов. Создала группу родительской поддержке, которая ведет активную работу по первичной профилактике и социально-профилактической помощи семьям группы риска, по проведению совместных мероприятий – «Девчонки и мальчишки, а также их родители»; «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья» (http://www.openclass.ru/blogs/146477) и др. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию.

Большое значение отвожу теоретическим знаниям и практическим умениям, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Поместила статьи в районную газету о здоровом образе жизни и спорте: «Держать себя в спортивной форме», «Здоровье не купишь», «Спорт и физкультура в жизни ребенка». Занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. Научные работы «Сон и бессонница» (http://www.edu54.ru/node/85680, http://www.edu54.ru/node/85678), «Главные законы здоровья»; «Последствия курения», «Роль физической культуры в реабилитации инвалидов» стали победителями районной научно-практической конференции, а работа «Алкоголизм и его влияние» (http://www.edu54.ru/node/87865), http://www.edu54.ru/node/85678) стала победителем районной и лауреатом региональной научно- практической конференции. В сборнике НИПКиПРО научно-методических трудов обобщен опыт работы на тему: «Сохранение и развитие физического и психического здоровья». (http://www.edu54.ru/node/91865).

Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной мной системы «Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях гимназии № 1 Карасукского района».

 

Наблюдается положительная динамика по уровням обученности:

Оценка результатов деятельности уч-ся

  2009-2010

  2010-2011

  2011-2012

  2012-2013

1. Высокий

29

31

47

56

2. Повышенный.

87

103

105

106

3. Базовый.

138

84

67

51

162 школьника из 211 умеют самостоятельно составить и продемонстрировать комплексы упражнений на коррекцию, формирование и развитие организма; по результатам зачетных занятий до 87% школьников показывают отличные и хорошие результаты, отрицательных отметок нет.

Количество уроков, пропущенных по болезни, снизилось. Самое большое количество пропусков по болезни в среднем звене – в 6-классе – 67%. Наименьшее количество пропусков по болезни в среднем звене – в 8 классе – 39%.

 

Динамика изменения количества школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья

вид заболевания

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

сколиоз

2

2

2

Т~

нарушение осанки

98

85

83

67

плоскостопие

часто болеющие ОРЗ

14

18

14

17

11

16

8

15

 

Уменьшение количества детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам:

Группа здоровья

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. Основная

228

213

209

226

2. Подготовительная

20

19

16

13

3. Специальная медицинская

6

6

4

4

 

Уровень тревожности снизился, самооценка стала адекватной.

Наблюдается динамика занятости детей в спортивных секциях:

2010-2011   2011-2012   2012-2013

 

Уровень невротизации (напряжённости) снизился.

Год

 

с 2010 по 2013 (за 3 года) в %

 

Уровни

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

 

Высокий

12,5

8,9

14,2

18

12

6

14

14

4

25

11,5

5,7

Средний

28,5

10,7

10,7

20

24

6

22

24

12

19,2

13,4

5.7

 

Низкий

55,3

73,2

50

62

74

92

64

74

96

55,7

73,2

82,6

 

               

 

У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. Появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребёнка.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1524)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие физической культуры в МБОУ гимназии №1 г. Карасука
2. Опыт реализации программы «Будь здоров!»
3. День здоровья в школе
4. Красивая осанка