Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(2) Татьяна Михайловна Кувыкина,
руководитель структурного подразделения
Дома детского творчества «Кировский»
г. Новосибирска

Формирование потребностей и мотивов к занятиям физической культурой и спортом на занятиях секции самбо

Секция борьбы самбо Дома детского творчества «Кировский» создана в 2007 году. Руководят секцией Лаптинов Роман Павлович, Юдаев Максим Юрьевич, Кудрявцева Василина Николаевна. Они являются действующими спортсменами. На сегодняшний день в секции занимаются около 270 детей, от 6 до 18 лет.

Ключевой идеей педагогической деятельности тренеров является гармоничное воспитание личности средствами физической культуры и спорта. Решение данной проблемы предопределило методическую тему «Пропаганда здорового образа жизни как важное условие развития личности», целью развития которой является формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для эффективной реализации задач, поставленных в образовательной программе секции, созданы необходимые условия: спортивный зал, соответствующий требованиям СанПиН, оборудованный инвентарем, как специализированным, необходимым для занятий по борьбе «Самбо», (борцовский ковер), так и общефизическим (скакалки, мячи, груши, гантели, турники, спортивные скамейки).

Известно, что на успешность учебной деятельности оказывает влияние сила мотивации и её структура. По Л.С. Выготскому, понятие «мотивационная сфера» включает в себя аффективную, волевую сферу личности, а также переживание удовлетворения потребности. У детей разного школьного возраста потребности имеют разную приоритетную направленность. Так, в младший школьный период преобладающая роль принадлежит удовлетворению потребности в двигательной активности. В подростковом возрасте ведущее значение имеет потребность в общении. А в старшем школьном периоде через физические упражнения у юношей начинает формироваться мотив укрепления здоровья. Таким образом, удовлетворение потребностей школьников при учёте их интересов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей может способствовать формированию устойчивого положительного отношения детей к занятиям физическими упражнениями.

Для повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом педагогами секции была разработана система форм и методов, позволяющая обеспечить высокий результат и стабильность в коллективе при соблюдении следующих условий:

– учет возрастных особенностей;

– осуществление индивидуального подхода;

– создание эмоционального комфорта;

– проведение тренировки в соответствии с требованиями СанПиН.

В процессе работы секции педагогами были определены следующие мотивы, вызывающие интерес к занятиям:

1. Коммуникативные мотивы. Занятия физическими упражнениями в группе являются одним из значительных мотивов к посещению спортивных секций. Включение в учебный процесс естественной структуры общения между детьми – динамических пар. В динамических, вариационных парах, при которой каждый ученик непременно является то учеником, то учителем независимо от уровня общей подготовленности. Таким образом, материал не только изучается, но и деятельность каждого ученика становится общественно полезной, каждый отвечает не только за свои знания и умения, но также и за знания и умения своих товарищей. При этом целенаправленное комплектование пар, «троек», занимающихся с включением в них и лидеров, и детей, не пользующихся авторитетом в коллективе, а также само коллективное выполнение физических упражнений через проявление непосредственных эмоций создаёт ощущение значимости каждого воспитанника.

Работа в динамических парах, подразумевающая сменный состав участников, способствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса, которая проявляется в возможности корректировать и подстраивать процесс обучения под индивидуальные способности и потребности занимающихся с помощью подбора различных вариаций состава пары.

2. Двигательные мотивы. Результаты деятельности формируют определённое отношение к ней. Поэтому для более эффективного освоения техники двигательных действий необходимо, прежде всего, своевременно развивать у обучающихся двигательные способности. Наиболее интенсивно все физические качества развиваются до 10 лет. Именно этот период является сензитивным и для формирования чувства долга, и для создания благоприятных предпосылок для воспитания волевых качеств. При этом важно, чтобы требования к ученикам при выполнении физических упражнений повторялись систематически и постепенно повышались. Так дети будут осознавать динамику роста своих результатов. Главное, чтобы эти стремления детей в подростковом и старшем школьном возрасте также активно подкреплялись и поддерживались. Нагрузка, которую при этом получает обучающийся, не только должна соответствовать его возможностям, но и иметь разную направленность, и двигательную, и познавательную. Только оптимальность нагрузки может вызывать положительное к ней отношение.

3. Результативные мотивы. Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре и спорту является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность детей не эффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки учащихся. Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого в обучение нужно включать личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду. Однако и здесь каждому должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение, которое опять-таки должно расцениваться педагогом, окружающими детьми как успех, как победа над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре и спорту. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся – один из критериев успешного занятия. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к процессу обучения. Ситуация успеха становится фактором развития личности.

4. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений. Используемые игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проявления личной активности и инициативы.

5. Статусные мотивы. Высокомотивирующим аспектом в спортивной деятельности является престиж спортсмена высокого класса, чемпиона в обществе. Достижение престижа, известности является одним из главных условий полноценной самореализации человека. Участие бывших воспитанников, добившихся высоких результатов, в показательных выступлениях, в совместных тренировках является мощным стимулом, мотивом к оттачиванию мастерства, усиленной подготовке, совершенствованию полученных умений до более высокого уровня. Педагоги секции являются действующими спортсменами, а значит и примером для подражания.

6. Воспитательные мотивы. Большое значение для физического развития и повышения мастерства юных воспитанников имеют самостоятельные занятия, включающие в себя: утреннюю гимнастику, беговую тренировку, езду на велосипеде, плавание, игры на свежем воздухе. Самоподготовка и самоконтроль, воспитание морально-волевых качеств, патриотизма, гражданства. Важным звеном в воспитании обучающихся является работа с родителями, организованная по нескольким направлениям: родитель – пример, родитель – организатор, родитель – контролер, родитель – фанат.

7. Психологические мотивы. Организация взаимодействия педагог-ученик. В основе такого отношения лежат положительные эмоции. По наблюдениям, достаточно многим младшим и средним школьникам необходима помощь в достижении уверенности в себе. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали и чувствовали положительное отношение педагога к каждому ученику независимо от быстроты освоения им программного материала. Именно внимание, заинтересованность, помощь педагога обучающемуся в процессе овладения двигательными действиями может способствовать удовлетворению его потребности в компетентности, чтобы у него формировалось самоуважение.

С требованиями педагога непосредственно связана эмоциональность занятий. Это выражается не только в разнообразии заданий (некотором изменении уже привычных упражнений), в применении игрового и соревновательного методов, музыкального оформления, но и в обеспечении высокой моторной и общей плотности занятий. Важно, чтобы каждый обучающийся при выполнении каждого задания чувствовал заинтересованность педагога, выражающуюся в его требовательности.

Каждый из мотивов рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения мотивы, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется их взаимосвязью.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела