Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(3) Ирина Геннадьевна Третьякова,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Художественно-эстетическое развитие детей в контексте поликультурного и межэтнического взаимодействия

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Взрослые и дети в своей жизни постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое учит бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [2,с.162].

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающие дарования в определенных его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в детских и подростковых организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические методы и формы педагогической работы [3,с.43].

Методами эстетического воспитания являются: разъяснения, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т.д. Формы эстетического воспитания – беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом и др.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.

В школах нашей страны введены новые программы по музыке, изобразительному искусству и другим предметам, которые направлены на развитие всесторонней развитой личности, например курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни [4,с.6].

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Особое внимание обращается на формирование дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной эдентичности. Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих других народов.

Таким образом, для реализации целей и задач, очерченных в образовательных стандартах очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

 

Литература:

1. Каирова И.А. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.,1979. – с.43.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Г. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. – М., 2004. – с.6.

3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара: Бахрай, 1998. – с.162.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ №1897 от 17.12.2010. – с.2.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела