Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(4) Наталья Юрьевна Стружук,
педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Образ педагога

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Ральф Эмерсон

Специалист, работающий непосредственно с воспитанниками детских домов, должен хорошо знать и понимать особенности их развития, уметь принимать адекватные меры, чтобы прийти на помощь в решении проблем и трудностей разного характера.

Соответственно, такой педагог отличается от других не только наличием специальных знаний и склонностью к особому отношению к сиротам, но и, прежде всего, проявлением толерантности и доброжелательности к ним. Несомненно, психологическое развитие воспитанников интернатных учреждений заметно отличается от развития ребят, воспитываемых в семье. Например, дошкольники из детских домов зачастую отстают в развитии от своих сверстников, и такие навыки как игровые, бытовые, коммуникативные могут быть у них недостаточно сформированы.

Взаимодействие представляет собой совместную деятельность по достижению общих целей и результатов – в данном случае между педагогом и воспитанником детского дома, где результатом должно являться саморазвитие и самоактуализация личности ребенка. Ведь зачастую, мы – педагоги, психологи, сталкиваемся в своей деятельности с заниженной самооценкой воспитанников детских домов, следствием которой являются неуверенность в себе, трудности общения с окружающими, длительное погружение  в свой собственный мир, из которого, увы, выбраться одному не под силу. Именно в таких сложных ситуациях педагог протягивает руку помощи, которую мы называем сотрудничеством. А где есть сотрудничество, там есть и обучение, и воспитание, и надежда вырастить целеустремленную, адекватную личность.

Поэтому важно помнить о тех профессионально-личностных качествах, которыми должны обладать педагоги, работающие с воспитанниками детских домов:

– в первую очередь, это эмпатия и доброжелательность по отношению к ребенку;

– не менее важна педагогическая тактичность и деликатность;

– проявление терпимости к чужому мнению и оценкам;

– высокая общая культура, выражающаяся в общей профессиональной эрудиции, а также в наличии широкого круга интересов;

– общительность и свободное владение речью, как главный мостик к нахождению контакта с ребенком;

– безусловно, критичность и гибкость мышления педагога.

Кроме того, не стоит недооценивать значимость знания и применения современных технологий и методов развивающей, воспитательной, образовательной, а также коррекционной работы. Необходимость регулярно повышать свою профессиональную и личностную компетентность стоит далеко не на последнем месте.

На практике, конечно, мы зачастую наблюдаем следующую картину: предвзятое, а порой и негативное отношение к сиротам, сравнение их с детьми, проживающими с родителями и т.п. Вследствие этого затрудняется процесс воспитания и обучения, возникают трудности взаимодействия. Ведь юноши и девушки из числа воспитанников интернатных учреждений, как правило, не конкурентоспособны. Это затрудняет их социализацию, успешную интеграцию в общество, поскольку уровень их самостоятельности, ответственности за свои поступки, зачастую, низок.

Казалось бы, педагог – такая знакомая для нас профессия, у всех на слуху: это тот человек, который учит и воспитывает детей; человек, который  дает образование, объясняет как вести себя в сложной ситуации. В конце концов, педагог – это второй родитель, значимый человек особенно для детей младшего школьного возраста.

Поэтому сам характер работы с такими детьми предполагает высокие требования к специалистам. Именно педагоги для воспитанников являются примером взрослого поведения и детско-родительских отношений.  Они должны демонстрировать адекватные модели поступков, служить источником информации в сфере социализации. При этом однозначные рекомендации по построению взаимоотношений с детьми, конечно, отсутствуют, но можно запомнить для себя несколько основных факторов, влияющих на работу педагога, и использовать их в своей деятельности:

– изучение индивидуальных возможностей воспитанников;

– диагностика уровня развития ребенка (личностного, социально-психологического) вместе с психологом;

– планирование работы с группой и индивидуальной работы с каждым ребенком на основе дифференцированного подхода;

– стимулирование усилий ребенка, подростка по самооценке, совершенствованию, саморегуляции;

– руководство процессом социализации воспитанников, т.е. усвоение ими социальных ролей, норм, правил общества;

– налаживание и регулирование взаимоотношений детей в группе (классе), а также предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов;

– помощь выпускникам в адаптации при поступлении в учебное заведение;

– своевременные сигналы руководству учреждения о проблемах, возникающих у ребенка: переживаниях, кризисах и т.п., которые не могут быть преодолены силами педагога, взаимодействие с другими специалистами.

Ну и, конечно же, постоянное самосовершенствование, творческий рост.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что для осуществления эффективного взаимодействия педагог должен обладать высокими профессиональными и личностными компетенциями, в числе которых умение ставить цели с учетом индивидуальных потребностей воспитанников, проявлять к ним чувство эмпатии и толерантности, корректировать свою деятельность исходя из ее результатов.

Для установления психологического контакта, партнерских отношений педагог должен учиться смотреть на мир глазами каждого конкретного ребенка, при этом постоянно анализируя свою собственную деятельность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела