Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Анатолий Анатольевич Уханёв,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №185» Октябрьского района г. Новосибирска

Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка

Вот скоро уже двадцать лет как я работаю учителем английского языка в школе, а теперь лицее № 185 города Новосибирска.

Честно сказать, проблемы экологического образования, как школьной дисциплины, меня никогда особенно не касались. Знал я, скажем, что есть такая секция, «экология», во Всероссийской олимпиаде школьников, и что дети наши в ней участвуют и даже места занимают не последние, однако знал я также, что предмета такого «экология» в нашей школе никогда не преподавали.

Хотел я учебники в школьной библиотеке взять, с предметом поближе познакомиться (цели, задачи…) – мне в этом было оказано по причине этих книг полного отсутствия. Опытный библиотекарь, Валентина Ивановна, она ещё и в ГПНТБ работает, сообщила мне, что только советские учебники помнит, и что новых книг по экологии точно нигде не видела.

С детьми разговаривал, одиннадцатиклассниками, (не с теми, кто в олимпиаде участвовал):

– «Экология», что, ребята, это за предмет такой?

Удивляются ребята:

– Нет такого предмета, не проходили никогда. Впрочем, кажется, проходили, кажется по биологии. Нет, по ОБЖ!

Ребята ещё поспорили, и к общему мнению не пришли. Какая из школьных дисциплин внесла наибольший вклад в копилку их экологических знаний?

– Да вот и у Вас, на уроках английского, каждый месяц новую экологическую тему разбираем. То говорим, что в городе жить опасно – воздух загрязнён, то мусор предлагаем сразу не выбрасывать, а в разные контейнеры сортировать.

Было очевидно, что многое из своих экологических познаний ребята почерпнули на уроках английского языка.

И стало мне понятно, о чём хочется статью написать, какая у неё цель будет – определить место моего предмета, английский язык, в процессе экологического образования в современной российской средней школе.

А для этого вот таким путём пойдём – задачи поставим:

– дадим определение экологии и экологического образования;

– рассмотрим правовые основы экологического образования в Российской Федерации;

– установим место предмета и понятия «экология» в современном образовательном процессе и в преподавании иностранных языков;

– выявим порядок представления и тематику экологических материалов в одном из рекомендованных Минобрнауки России учебно-методических комплексов преподавания английского языка в средней школе [1];

– определим востребованность экологической тематики в заданиях ЕГЭ и ГИА-9 по английскому языку;

– выработаем рекомендации коллегам, учителям английского языка, по освоению экологически ориентированных материалов УМК.

1. Экология.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. [2, с.4].

Современное определение экологии с точки зрения системного подхода может выглядеть следующим образом: экология – это наука о живых системах, их устройстве и функционировании.

С точки зрения современного употребления термина такое определение экологии более рационально, т.к. позволяет охватить обширный круг современных явлений человеческой жизнедеятельности, включая борьбу за защиту окружающей среды, соблюдение норм технологий промышленного производства, строительства, личной гигиены и т.д.

1.1. Экологическое образование.

Согласно Федеральному закону о государственном регулировании образования в области экологии, ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, под образованием в области экологии следует понимать непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности [3].

2. Правовые основы экологического образования в Российской Федерации.

Важнейшей правовой основой экологического образования в Российской Федерации является Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

В разделе «Экологическое образование и просвещение» основной задачей в этих областях ставится «повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии»; объявляется о  государственной поддержке деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование [4].

3. Место предмета и понятия «экология» в современном образовательном процессе.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной, основной и старшей школы [5,6,7], мы обнаружили, что предмет «экология» появляется лишь в старших классах, как элемент предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» [7, с.22]

Предметные результаты, связанные с понятием «экология» предусмотрены ФГОС для следующих предметных областей:

В начальном общем образовании – это Обществознание и естествознание (Окружающий мир), «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности» [5, с.5]

В основном общем образовании – это общественно-научные предметы (география); естественно-научные предметы (физика, биология, химия); технология; физическая культура; основы безопасности жизнедеятельности. [6, с. 6 -24]

В среднем общем образовании экологически ориентированные предметные результаты предусмотрены в географии, химии, биологии, физической культуре и основах безопасности жизнедеятельности. Впервые здесь появляется и предмет «экология». [7, с.21]

Интересно отметить, что в стандарте начального общего образования слово «экологический» (как любое производное от слова «экология») встречается только один раз.

Для основного и среднего общего образования таких упоминаний уже, соответственно, сорок четыре и сорок семь. Экологическая составляющая встречается не только в предметных результатах , но, также, и в личностных и метапредметных результатах освоения основной образовательной программы; в требованиях к структуре основной образовательной программы; в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы.

3.1 ФГОС и экология в преподавании иностранных языков.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, для начального, основного и среднего общего образования предметная область «Иностранные языки» ни разу, ни в каком контексте с понятием «экология» не связана.

4. Порядок представления и тематика экологических материалов в одном из отечественных учебно-методических комплексов преподавания английского языка в средней школе.

УМК «Spotlight Английский в фокусе» является одним из рекомендованных Минобрнауки России для базового обучения английскому языку в российской школе со второго по одиннадцатый класс [8-17].

В течение четырёх последних лет обучения, с восьмого по одиннадцатый класс, большинство модулей учебника содержит экологический раздел “Going green” (“Защита природы”). В восьмом и девятом классах экологический раздел есть в каждом втором модуле. В десятом и одиннадцатом классах заголовок “Going green” встречается уже ВО ВСЕХ модулях учебника.

Вот лишь некоторые из экологических тем двадцати четырёх разделов о защите природы, предложенных обучающимся:

8 класс:

Paper bag VS plastic bag (Какой пакет выбрать пластиковый и ли бумажный) [14, c. 38–39]

ECO clothes (Экология в одежде) [14, c.70–71]

World Monuments in Danger (Памятники мировой культуры в опасности) [14, c. 102–103]

Project A.W.A.R.E. (Экологический проект A.W.A.R.E.) [14, c.134–135]

9 класс:

In Danger (Животные в опасности) [15 c. 38–39]

E-waste… why so much junk? (Электронный мусор и экология)[15, c.70–71]

Green Transport (Экологически безопасные виды транспорта) [15, c.102–103]

The Challenge of Antarctica (Вызов Антарктиды) [15, c.134–135]

10 класс:

The Recycling Loop (Вторая жизнь вещей) [16, с.23]

Clean Air at Home (Чистый воздух в доме) [16, с.41]

Endangered Species. The Loggerehead Sea Turtle (Виды животных в опасности. Тупоголовая морская черепаха) [16, с.59]

Tropical Rainforests (Тропические леса) [16, с.77]

Marine Litter (Морской мусор) [16, с.97]

Why organic farming? (Почему органическое фермерство?) [16, с.117]

Paper (Бумага) [16, с.135]

Alternative Energy (Альтернативная энергия) [16, с.153]

11 класс:

Be naighbourly GO GREEN! (Будь хорошим соседом ЗАЩИЩАЙ ПРИРОДУ!) [17, с.23]

The wrap on packing (Обёртка упаковки) [17, с.41]

Are you a green citizen? (А ты защищаешь природу?) [17, с.59]

Water pollution (Загрязнение воды) [17, с.77]

Green Belts? What are they? (Зелёные пояса, что это такое?)  [17,  с.97]

Ocean noise pollution (Шумовое загрязнение океана) [17, с.115]

Dian Fossey (Диана Фосси – американский зоолог) [17, с.133]

Eco-tourism (Эко-туризм) [17, с.151]

Экологическая тематика УМК «Spotlight Английский в фокусе» способствует усвоению англоязычной лексики, говорения, чтения, аудирования и письма.

Фонетические и грамматические упражнения в разделах экологической направленности не представлены.

5. Востребованность экологической тематики в заданиях ЕГЭ и ГИА-9 по английскому языку

Проанализируем представленные на сайте ФИПИ открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9 по английскому языку. [18, 19]

Задания ЕГЭ для 11 класса представлены разделами «аудирование», «чтение», «письмо», «языковой материал». Лишь дважды мы обнаруживаем задания, хотя бы отдалённо связанные с проблемами защиты природы (впрочем, даже они скорее связаны с проблемами погоды и климата):

Раздел аудирование:

Bad weather can be the result of human behavior (Плохая погода может быть результатом поведения человека)

Раздел чтение:

Do you believe in climate change? (Вы верите в изменение климата?) [18]

Задания ГИА-9 для 9 класса представлены разделами «говорение», «аудирование», «чтение», «письмо», «языковой материал».

Задания на «аудирование» и «языковой материал» сегодня на сайте ещё не выложены.

В заданиях разделов «говорение»», «чтение», «письмо» экологическая направленность проявляется пять раз:

Раздел говорение:

Give a talk about environmental problems. (Поговорите о проблемах окружающей среды)

Раздел чтение:

A reason for global warming/ An eco-friendly means of transport…(Причина глобального потепления/ Эко-пригодный вид транспорта…);

Why worry about trees?/… Become green and get the prize! (Зачем беспокоиться о деревьях/… Стань зелёным и получи приз!)

Раздел письмо:

We had the Earth Hour. (У нас был час земли.);

One of my friends gets ill very often… because he lives in a big city with a poor environment... (Мой друг часто болеет, потому ,что живёт в городе с плохой окружающей средой… ) [19].

Принимая во внимание тот факт, что задания ЕГЭ и ГИА-9 по разным причинам и во многом находятся ещё в стадии формирования, тем не менее, сегодня можно отметить очевидный дисбаланс в представлении экологической тематики базовым языковом УМК и материалами заданий итоговой аттестации.

6. Рекомендации учителям английского языка, по освоению экологически ориентированных материалов УМК «Spotlight Английский в фокусе»

Ещё раз напомним, что нам не удалось найти в Федеральном государственном образовательном стандарте для начального, основного и среднего общего образования ни одного упоминания любых производных слова «экология» в связи с предметной областью «Иностранные языки». Предметные результаты, связанные с защитой окружающей среды и экологией для иностранных языков не предусмотрены.

Обилие экологических материалов, представленных в учебниках 8-11 классов УМК «Spotlight Английский в фокусе», можно объяснить необходимостью достижения личностных и метапредметных результатов освоения общей образовательной программы, для которых ФГОС определяет наличие экологической направленности:

– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях [6, с.5];

– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [6, с.7];

– сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности [7, с.5]

Может показаться изначально некорректным соотнесение УМК, рекомендованного к использованию в 2013-2014 году, с Федеральным Госстандартом, который в полной мере ещё не введён и, наверняка, при введении повлечёт за собой и коррекцию всех учебных материалов.

Однако в совокупности с анализом открытого банка заданий ФИПИ для итоговой аттестации по английскому языку в 9 и 11 классах можно утверждать, что количество упражнений экологической тематики, представленных в УМК «Spotlight Английский в фокусе» на сегодняшний день является избыточным.

Для нас очевидно, что при дальнейшей работе над учебно-методическим комплексом, приводя его в соответствие с ФГОС, издатель вынужден будет сокращать количество материалов экологической направленности. Коллегам-учителям мы можем посоветовать уже при составлении рабочих программ по английскому языку на следующий год более точно соотнести объём заданий на тему защиты окружающей среды с востребованностью этой тематики в материалах итоговой аттестации.

 

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва

"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"/ "Российская Газета" – Федеральный выпуск №6003

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень) 10-11. – М.; Дрофа, 2012, – 320 с.

3. Федеральный закон о государственном регулировании образования в области экологии http://www.asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/ABEA3178611408FD432571BB005DE6DB?OpenDocument

4. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/432569f10031eb9343256c9a002f10ca?OpenDocument

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.; Просвещение, 2012

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.; Просвещение, 2012, 50 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)  общего образования. – М.;  Просвещение, 2012, 45 с.

8. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. Английский язык 2. – М.; Просвещение, 2012.

9. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. Английский язык 3. – М.; Просвещение, 2012.

10. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. Английский язык 4. – М.; Просвещение, 2012.

11. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык 5. – М.; Просвещение, 2012.

12. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык 6. – М.; Просвещение, 2012.

13. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык 7. – М.; Просвещение, 2012.

14. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык 8. – М.; Просвещение, 2012

15. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык 9. – М.; Просвещение, 2012

16. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. Английский язык (базовый уровень) 10. – М.; Просвещение, 2012

17. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. Английский язык (базовый уровень) 11. – М.; Просвещение, 2012.

18. ФИПИ, открытый банк данных ЕГЭ, английский язык http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj

19. ФИПИ, открытый банк данных ГИА, английский язык, говорение http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе