Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи ЗУН школьникам. Происходящие же изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формирования у учащихся умения ставить и решать задачи. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст школьной практики методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

В результате учебной проектно-исследовательской деятельности учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. [2]

По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

– индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время, представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы);

– коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

Наиболее ценным, на наш взгляд, является то, что проектно-исследовательская деятельность выступает средством повышения учебной мотивации, средством творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.

Таким образом, ожидаемыми результатами проектно-исследовательской деятельности выступают:

  • повышение познавательной мотивации;
  • развитие представлений о межпредметных связях;
  • развитие коммуникативной направленности;
  • развитие научного мышления;
  • развитие творческого подхода к собственной деятельности;
  • освоение новых информационных технологий.

Обращаясь к роли межпредметных связей, следует отметить, что организация их в системе школьного образовательного процесса является не простой, но крайне актуальной методической проблемой. Она призвана решать целый спектр образовательных и психологических задач. Одна из возможных форм ее решения лежит в интеграции научно-исследовательской практики и проектной работы учащихся с общешкольными образовательными дисциплинами [3].

При всём многообразии видов межпредметного взаимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектно-исследовательской деятельности:

  • комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;
  • использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;
  • привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.

Работа над созданием индивидуального межпредметного проекта имеет ряд особенностей.

1. Подготовительный этап.

1) Выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов. Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна.

2) Постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач.

3) Определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать.

2. Планирование работы: планирование итогового продукта (формы представления результата); планирование способов сбора и анализа информации; составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя-предметники.

3. Исследовательская деятельность. Сбор информации, решение промежуточных задач идет под непосредственным руководством научных руководителей. Основные формы работы: интервью, опросы, расчёты, изучение источников, исторического материала.

4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта. Так как на первом этапе выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные задачи, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта [1].

Межпредметные проекты можно применять во внеурочной деятельности. Внеклассная работа является органической составной частью учебно-воспитательного процесса. Такой проект имеет свои особенности:

1. Подготовительный этап.

1) На первом этапе тема исследования делится на отдельные разделы; каждый учащийся выбирает раздел в соответствии со своими интересами.

2) Постановка задач: формулируются общие для всех разделов задачи.

2. Планирование работы. Особенностью группового проекта на данном этапе является необходимость проводить общие консультации, целью которых является координирование работы учащихся. В ходе обсуждения вырабатываются единые требования к содержанию и оформлению индивидуальных заданий.

3. Оценка результатов работы. На этом этапе результаты группового проекта представляются в виде тематического вечера, рассчитанного на всю параллель.

Групповой межпредметный проект позволяет включить в деятельность большее количество учащихся; использовать метод межвозрастной интеграции; именно такие проекты позволяют в полной мере формировать компетенции культурно-досуговой деятельности.

Применение метода проекта во внеклассной работе является еще одним стимулом повышения познавательной активности учащихся, развивает навыки самостоятельной деятельности, формирует целенаправленность, умение обобщать и систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

Реализация межпредметных проектов сегодня не представляется без тесной связи с информатикой и ИКТ. Компьютерные технологии при условии корректности применения обладают большими потенциальными возможностями. В качестве основных факторов выступают:

– использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения;

– расширение возможностей предъявления учебной информации;

– экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации;

– расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся;

– вариативность видов учебной деятельности.

Приведём примеры интегрирования курсов школьных образовательных дисциплин с научно-исследовательскими проектами учащихся, реализованными на базе МБОУ «СОШ №31» города Барнаула.

1. Толерантность как основополагающий принцип существования современного общества (групповой проект, 11 класс).

Цель проекта: воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с толкованиями термина «толерантность» в русском языке, в языках мира.

2. Сформулировать черты толерантной и интолерантной личности.

3. Дать характеристику социальных конфликтов в современном мире и показать пути их решения.

4. Выработать рекомендации для формирования толерантной личности.

Межпредметные связи: история, обществознание, лингвистика, психология, информатика и ИКТ и др.

Данный проект можно реализовывать во внеурочной деятельности, выполняя задачи классного руководства.

2. Рекламное объявление начала XX века (на материале газеты «Жизнь Алтая»).

Цель проекта: проанализировать основные тенденции развития российской рекламы в начале ХХ века и выявить её особенности на примере барнаульской газеты «Жизнь Алтая».

Задачи:

1. Раскрыть понятие «реклама», определить виды рекламы.

2. Изучить историю развития рекламы в России с древнейших времён до начала ХХ века.

3. В контексте исторического периода рассмотреть развитие рекламного дела в Барнауле в начале XX века.

4. На основе изучения истории существования газеты «Жизнь Алтая», анализа её содержания и оформления  сделать соответствующие выводы.

Межпредметные связи: история, краеведение, социология, экономика, информатика и ИКТ.

3. Алтайские дизели: история и современность.

Цель: рассмотреть историю развития завода Трансмаш и этапы модернизации его продукции.

Задачи:

1. Осветить историю завода Трансмаш.

2. Рассмотреть этапы модернизации продукции завода.

3. Выяснить значение завода как военно-промышленного комплекса.

         Межпредметные связи: история, краеведение, физика, информатика и ИКТ.

4. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы развития в России.

Цель: выяснить, какие существуют проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие ювенальной юстиции.

2. Изучить историю ювенальной юстиции.

3. Познакомиться с опытом введения ювенальной юстиции в странах Европы и США.

4. Рассмотреть Российскую модель ювенальной юстиции.

5. Провести социологическое исследование среди взрослых старше 30 лет, подростков старшего и среднего возраста.

Межпредметные связи: право, история, социология, информатика и ИКТ.

Реализация на базе МБОУ «СОШ №31» перечисленных и ряда других межпредметных проектов учащихся позволила выявить целый ряд положительных аспектов:

– в результате более тесного взаимодействия, общения и сотрудничества улучшился психологический контакт занятых в научно-исследовательских проектах учащихся с учителями, психологом, библиотекарем и др. специалистами;

– улучшилась психологическая атмосфера в классе за счет новых форм общения и дополнительной возможности реализации позитивных амбиций разработчиков проекта, демонстрирующих перед аудиторией класса результаты своих разработок;

– в ряде случаев достигнуто более глубокое усвоение изучаемого материала по соответствующей дисциплине участниками реализуемых проектов;

– наблюдается более глубокое усвоение материала участниками проектов по смежным дисциплинам, знания из которых используются для реализации задуманной идеи;

– результаты научно-исследовательских проектов (наглядные материалы, презентации и др.), используемые в учебном процессе, позволяют учителю в значительной мере оживить и разнообразить урок за счет представления в наглядной и привлекательной форме опыта других учащихся, тем самым популяризируя данный вид деятельности.

– собственная исследовательская практика ребенка выступает в ряде случаев как средство развития его одаренности.

Приложение. Презентация «Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

 

Использованная литература:

  1. Как создать школьный проект [www документ] — URL http://www.kakprosto.ru/kak-73310-kak-sozdat-shkolnyy-proekt
  2. Новые технологии индивидуального обучения [www документ] — URL
    http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey
    /individualnoe-obuchenie/vse-stranitsi
  3. Проектно-исследовательская деятельность: дифференцированный подход [www документ] — URL http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=200900407
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе