Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Лариса Геннадьевна Панышева,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»

Одним из важных качеств критически мыслящего человека является умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Хорошая дискуссия учит детей формулировать свое мнение, распознавать в чужой точке зрения здравое зерно. Стратегия «Уголки» предполагает, что учащиеся в определенный момент занятия формулируют разные точки зрения по проблеме и расходятся по разным «углам». Казалось бы, организовать «уголки» просто, но на практике приходится сталкиваться с определенными сложностями:

– Учащиеся не хотят спорить (старшеклассники, 9 класс);

– У учащихся может быть единое мнение по данному вопросу (6 класс).

В данной стратегии дискуссии делят на 2 категории: предложенные учителем или учащимися. Конечно, лучше если учащиеся сами определяют направление дискуссии; но на деле часто сам учитель начинает «разводить» учащихся по углам, и в данном случае страдает сама философия критического подхода в образовании, подразумевающая активность учащихся в направлениях и способах обучения.

Но для того, чтобы научить детей формулировать самостоятельно проблему, выдвигать различные точки зрения на нее, необходимо сформировать у учащихся умения вообще вести спор на учебные темы, научить видеть проблему, формулировать вопросы, выдвигать различные точки зрения.

Существует еще одна проблема: даже если учащиеся и выходят на спор, то где гарантии, что они «выйдут» на конструктивное обобщение, смогут сформулировать какие-то выводы? Как быть, если во время спора человек принял какую-то точку зрения, даже ложную, ему очень сложно от нее отказаться, а эта стратегия предполагает возможность для школьников изменить свою точку зрения в зависимости от силы аргументов противостоящей стороны. Для данной стратегии лучше всего подходят тексты, имеющие мировоззренческий подтекст, связанные с какими-то представлениями, убеждениями.

Подобрать учебный материал, как оказалось, очень сложно, не  на всех уроках можно применить стратегию «Уголки». Как показала практика, лучше всего для этой цели подошли уроки развития речи при подготовке  учащихся 9 класса к части «А», «С» ГИА. Отвечая на вопросы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 II части в работе также можно использовать данную стратегию, так как подобные вопросы основаны на понимании текста: какая общая мысль объединяет тексты, какая мысль противоречит другой мысли , в каком предложении наиболее полно выражена позиция автора и др. При работе с данными заданиями как раз и формируется у учащихся способность находить проблемы, аргументировать свою точку зрения, выявлять позицию автора, сопоставлять различные точки зрения, то есть формируется более глубокое понимание текста. Например, дается текст «Нужны ли хорошие манеры» для написания изложения. После прочтения текста учащимся было предложено выдвинуть проблемы, поставленные автором статьи, найти темы для обсуждения.

Были выдвинуты следующие темы:

– Основы дурных манер лежат в психологии человека;

– Хорошие манеры прививаются ребенку с раннего детства. Так ли это?

– Иногда даже самые хорошие люди обижают своих близких.

Выдвинув три темы для обсуждения, ученики разошлись «по углам». Работая с текстом, ребята искали доказательства в самом тексте, выдвигали собственные аргументы, отстаивали свою точку зрения как внутри группы, так и при обсуждении тем других групп. Таким образом, после выступления, обсуждения вопросов всех групп, были сделаны общие выводы: данные точки зрения не противоречат друг другу. От воспитания зависит, какие манеры будут сопровождать человека на протяжении его жизни; дурные манеры, поступки не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды, которые как раз и формируются в детстве; к сожалению, и хорошие люди иногда обижают близких.

После сделанных выводов, учащиеся писали изложение с творческим заданием, в котором выразили не только общие выводы предыдущей работы всего класса, но и продолжили рассуждения по данному вопросу: а как нужно воспитывать ребенка, как формировать его жизненные приоритеты, чтобы не привить ему дурные манеры? И почему даже очень хорошие люди совершают дурные поступки, зависит ли это только от личности или больше зависит от окружающего человека общества?

Как мы видим, подобная работа не только учит глубже понимать текст, но и помогает на уроках реализовать воспитательные задачи, направленные на формирование гармоничной личности со стойкой жизненной позицией.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе