Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Елена Николаевна Беспалова,
педагог дополнительного образования ДДТ им. В. Дубинина, г. Новосибирск

Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина

С приходом на работу в ДДТ им. В. Дубинина моя авторская программа «С природой наравне», которая создавалась для работы в сельском районе, была частично изменена и скорректирована на городского школьника, но с учетом наличия такой образовательной базы, как учебный сад Дома творчества. Цель программы – формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде.

Для реализации поставленной цели на своих занятиях я использую такие формы работы, как экологический театр; работа с природным материалом; экологические акции; экологические игры; исследования окружающей среды и обработка данных; выполнение лабораторных, опытнических и практических заданий; уход за растениями в саду; экскурсии на природу; учеба на экологических тропах; экологические праздники; походы, дискуссии и беседы; выезд в Новосибирский зоопарк, Краеведческий музей и Ботанический сад; участие в городских, региональных, международных экологических конкурсах, фестивалях и акциях.

Все занятия построены так, чтобы формировать у обучающихся эмоционально-чувственный базис для последующего получения ими теоретических знаний в области экологии. Воспитательный процесс организован на развитии природоориентированного мировоззрения ребенка через чувственное осознание им своей внутренней взаимосвязи с природой, которое подкрепляется с одной стороны теоретическими знаниями, с другой – практическими занятиями, включая и массовые мероприятия, проводимые в Доме творчества и в школе.

Совместно с родителями проводятся экологические праздники и экологические акции, посещение музеев и выставок в начальной школе, мини походы и экскурсии с выездом из города средних и старших школьников.

Коллективное участие всех групп в общественно-полезном труде, особенно ранней осенью и поздней весной в учебном саду, также помогает в воспитании детей.

Зарекомендовали себя и стали традиционными разработанные мной следующие совместные мероприятия: праздник «Посвящение в экологи», выставка поделок из природного материала «Волшебный мир», открытие которой сопровождается театрализованным представлением сказки «В гостях у Старичка-Лесовичка», осенний праздник «Дары сибирской осени», акция «Покормите птиц зимой», весенние акции «День птиц», изготовление птичьих домиков, «День здоровья», «День воды», ежегодно проводимый «22 апреля День Земли».

Главная материально-техническая база – это учебная лаборатория под открытым небом – экологический сад, территория которого имеет площадь 0,8 га, расположенный по адресу ул. Римского-Корсакова, 1а. В саду находятся участки с плодовыми деревьями, овощными культурами, большой цветочной клумбой, стационарная отапливаемая теплица площадью более 50 кв. м, весенне-летняя теплица площадью 15 кв. м, летняя веранда – учебный класс, площадью 26 кв. м, что позволяет одновременно проводить занятия с группой 12-15 человек. У детей, которые занимаются в объединении «Экология Земли», имеется возможность непрерывно вести наблюдения за объектами живой и неживой природы и проводить исследования. А исследования школьников в последнее время становятся важным элементом современного образования, акцентирующего внимание на необходимости личностно-ориентированного подхода к обучению и использованию творческих методов в учебной работе.

Как показывает педагогическая практика, поддержание и развитие творческой активности детей, основанное на использовании методов научных исследований, является одним из продуктивных приемов получения новых знаний. Широкие возможности для применения этих методов имеются в биологических дисциплинах, особенно в таком междисциплинарном предмете как экология. Действительно, задачи экологического образования не могут быть полностью решены без глубокого эмоционального, чувственного контакта с живой природой и осознания тесной взаимосвязи организмов в результате анализа данных собственных наблюдений и экспериментов. За последние 6 лет на базе ученического сада было проведено более 20 экологических исследований, некоторые из которых повторяются или проводятся в динамике. Например: опыты с фасолью; эксперименты с применением микроэлементов при выращивании растений, сортоиспытание овощей, закладка черенков и другие.

Воспитанники объединения постоянно принимают участие в работе научно-практических конференций, и с каждым годом число участников становится все больше. Если мы начинали с районной конференции и конференции научного общества учащихся «Импульс» в Дома творчества, то сегодня ребята представляют работы уже на Всероссийском уровне. За последние 2 года пятеро воспитанников стали лауреатами Всероссийской научно-практической конференции «Юность, наука, культура-Сибирь» и заочной конференции «Шаги в науку». Это Якутин Евгений, он трижды становился лауреатом «ЮНК», Короткевич Ксения, Иноземцев Виктор, Шириева Эльмира и Климов Илья.

Индивидуальная воспитательная работа проводится по мере необходимости в виде бесед, индивидуальных заданий, при подготовке и проведении исследовательских работ, на примере личного опыта, опыта старших товарищей, а также беседы с психологом. Результатом этих бесед является активизация в сфере неосознанно врожденной внутренней тяги к природе и чувства единства с ней, а затем осмысленного понимания законов природы и законов общества. В дальнейшем в процессе воспитания у обучающихся сформируется эмоционально-чувственное природоориентированное мировоззрение взрослого человека.

Учебная деятельность экологического образования предусматривает взаимосвязь различных предметов и создает реальные возможности для междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Участие детей в интеллектуальных играх «Юниорчики», «Зеленые лабиринты», «Знатоки родного края» формирует у обучающихся основной и средней школы экологически целесообразных норм взаимодействия в природно-социальной среде, активирует деятельность детских экологических объединений, привлечение учащихся к решению социально-значимых экологических проблем, воспитывает патриотизм, активную гражданскую позицию и чувство ответственности. В прошлом 2012-13 учебном году команды объединения «Экология земли» стали лауреатами «Экологической пятерки» Городского экологического игрового марафона юниоров «Зеленый лабиринт» и лауреатами «Экологической десятки» Городского экологического интеллектуального турнира младших школьников «ЮНИОРЧИКИ».

Воспитательный процесс не прекращается и в летний период, когда обучающиеся приходят в экологический центр на экскурсии, проводят опытническую работу, трудятся в трудовом отряде «Муравей» на базе учебного сада, а также выезжают и принимают участие в городских профильных сменах «Экологи Сибири», где встречаются с ребятами из разных школ города. В совместных коллективных мероприятиях у обучающихся формируются чувства ответственности и товарищества, работа в команде.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы