Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Татьяна Михайловна Судакова,
педагог дополнительного образования ДДТ «Первомайский», г. Новосибирск

Знать. Беречь. Множить

В объединении «Юный натуралист» Дома детского творчества «Первомайский» обучаются дети с первого по четвертый класс. Девиз объединения «Знать. Беречь. Множить». Цель образовательной программы – создание условий для формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование экологического мышления, понимания непрерывной связи человека с природой, привлечение детей к практической экологической деятельности.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Мы – люди – наносим огромные раны природе, и она не может порой их залечить. У нас в городе Новосибирске и его окрестностях загрязнен воздух, малые реки, озера, исчезают многие уникальные виды растений (кандык, кувшинка, сон-трава и др.) и животных (хищные птицы, летучие мыши). В первую очередь, именно от экологического сознания зависит практическое отношение к природе наших детей.

В наше время большая часть детей-горожан оторвана от природы. Существует разрыв между экологическим знанием и пониманием, то есть связью событий. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не могут решаться на абстрактном уровне, а даются человеку через личный опыт.

Объединение «Юный натуралист» ориентирует обучающихся на практическую экологическую, а также исследовательскую деятельность. Дети младшего школьного возраста отличаются большой эмоциональностью и впечатлительностью, поэтому важно, чтобы занятия были яркими, увлекательными.

В своей педагогической деятельности я использую различные по форме занятия: теоретические, практические, экскурсии, защита рефератов, поездки в зоопарк и многие другие. Для освоения теоретических знаний использую видеофильмы из цикла «Видеокраеведение», созданные Новосибирским краеведческим музеем: «Памятники природы», «Нелюбимые животные», «Красная книга Новосибирской области» и др. Обучающиеся с большим интересом смотрят фильмы В. Пескова «Медвежье царство», «Полуостров Камчатка», «Хищные птицы», «Зов тайги».

Сейчас очень много книг, которые дети охотно читают, особенно книги издательства «Белый город»: «Занимательная ботаника»», «Загадки леса», «Удивительный мир растений».

Особо хочу сказать о книге Дмитрия Койгородова «Беседы о русском лесе», напечатанной по тексту издания 1910-1911 годов в соответствии с грамматическими нормами современного русского языка. В книге более 170 фотографий и репродукций картин русских живописцев. Больше всего там репродукций картин художника И.И. Шишкина, которого заслуженно считают певцом русского леса. Использование такой литературы способствует не только экологическому,  но и эстетическому воспитанию.

Интересно проходят занятия с использованием аудиозаписей голосов птиц. Дети должны очень хорошо знать растительный и животный мир родного края. С этой целью педагогом были изданы иллюстрированные пособия «Первоцветы Первомайского района», «Птицы Первомайского парка». Яркие фотографии позволяют детям легко узнать изучаемые объекты в родной природе.

Занятия объединения проходят в специально оборудованной аудитории: большое количество горшечных растений, два больших аквариума с рыбками, живой уголок с голубями и попугайчиками. Ведется работа по размножению рыб, воспитанию рефлекса у рыб на звук, а также создаются условия для высиживания попугайчиками яиц и вывода ими потомства. Такая атмосфера способствует устойчивой мотивации детей к занятиям.

Обучающиеся в объединении под руководством педагога организовывают зимнюю подкормку птиц с ноября по апрель. Во дворах домов, где живут дети, у школы, в парке вывешиваются кормушки для птиц. За ними ведется наблюдение, по итогам этих наблюдений обучающиеся пишут отчет в конце учебного года. Ученик 1 «б» класса лицея № 128 в 2012-2013 учебном году со своей исследовательской работой выступал перед учащимися лицея, а затем принял участие в городской экологической научно-практической конференции «Мое первое исследование» в ЦДТ «Содружество» и муниципальной научно-практической конференции младших школьников в г. Кольцов, где получил диплом за первое место.

Работа продолжается и в 2013-2014 учебном году. Птиц окольцевали, теперь ведется наблюдение за их перемещением, взаимоотношениями и весной будет подсчитан процент выживаемости птиц.

В объединении ведется и научно-исследовательская работа. Например, в этом учебном году Стрекалова Зоя подготовила работу «Первоцветы Первомайского района», Носенко Алексей в течение зимы работал по теме «Выгонка луковичных растений», Панкратьев Слава – «Лето на подоконнике», Непомнящая Ксения – «Птицы Первомайского района». Работы грамотно оформляются с большим количеством фотографий, пояснений, выводов. Это действительно серьезный и большой исследовательский труд ребенка.

Начиная с весны, педагог с обучающимися много времени проводит на пришкольном участке, где производится подготовка почвы, а затем высадка рассады цветов и декоративных растений, уход за ними. Очень важная работа уже второй год проводится в парке «Первомайский». Здесь нами создана экологическая тропа – высажены росшие когда-то, а затем исчезнувшие растения: медуница, сон-трава, купальница. Дети в течение лета ухаживают за растениями и мечтают о том, чтобы эти растения вновь стали популярными по всему району. Такая работа воспитывает в обучающихся бережное отношение к природе, к её сохранению и преумножению редких видов.

Одним из ярких результатов деятельности объединения «Юный натуралист» являются победы в городских экологических играх и конкурсах: «Мое первое исследование», «Юниорчики», «Седьмой лепесток». «Самый умный эколог» и других.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы