Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Наталья Алексеевна Баянова,
педагог дополнительного образования ДШИ «Весна», г. Новосибирск

Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано

В нашей стране в настоящее время существует очень много детских музыкальных школ и школ искусств, постоянно открываются новые, где можно получить качественное музыкальное образование. В частности, овладеть техникой игры на таком инструменте, как фортепиано. Тысячи ребят каждый год идут учиться с огромным желанием и рвением в такие школы, чтобы просто осуществить свое желание: научиться играть на фортепиано.

Нас, педагогов класса специального фортепиано, этот факт не может не радовать, дети стремятся к миру прекрасного, к музыке, к искусству. Желание ребят учиться в музыкальной школе с каждым годом становится все больше. Они проходят приемные прослушивания, с успехом учатся первый год, второй, третий. Но что же с ними происходит потом? Многие из них не доходят до выпускных экзаменов и оставляют процесс обучения незавершенным. Почему?

Данную проблему исследовали многие выдающиеся психологи, например Л.С. Выготский, музыканты-педагоги (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина).

Средний и старший школьный возраст – 11-15 лет – в возрастной психологии отмечен как подростковый возраст. Главная его особенность – появление чувства зрелости, приобретение самостоятельности в отношениях со сверстниками, в использовании свободного времени, в выборе занятий. В этот период формируется "Я - концепция". Подростки мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем (внешность, личностные характеристики, профессиональные ориентиры), стремятся развить в себе определенные качества. Многие не видят в себе профессии музыканта и, считают, что теперь посещение музыкальной школы для них совсем необязательно. Появляются новые увлечения, которые часто могут сменять друг друга.

С другой стороны, программа по предмету «Специальное фортепиано» опирается на высокие профессиональные принципы: игра гамм, аккордов, арпеджио, постановка руки, усложнение репертуара, технически свободное владение инструментом, художественно-осмысленное исполнение музыкального произведения. И зачастую не все дети выдерживают такие требования. В силу отсутствия свободного времени, способностей или просто желания.

В настоящее время музыкальная педагогика придает огромное значение формированию живого интереса и сохранению желания у детей заниматься музыкой. Задача педагогов-музыкантов – сохранение и поддержание стремления к музыкальному исполнительству.

Большая роль в решении данной задачи отводится совместной работе педагога и родителей. Прежде всего, с первого года обучения нужно убедить ребенка в необходимости того, чем он занимается. Как правило, дети хорошо понимают, что занятия музыкой для них необязательны. Первоклассники к инструменту относятся как к «большой игрушке», и учебу в детской школе искусств они воспринимают как игру. Но, главное, игра на фортепиано – это каждодневный труд, работа и дополнительная нагрузка для ребенка. И эта работа в дальнейшем должна принести радость и удовлетворение в случае прилежного к ней отношения. Благодаря такому труду, ребенок сможет для себя раскрыть красоту и полноту мировой музыкальной культуры.

Родителям важно верить в способности своего ребенка. Дома стараться создавать психологически комфортную обстановку. От педагогов специального фортепиано требуется применение различных форм работы, специальные знания и, прежде всего, целенаправленность и терпение.

Основой для формирования интереса к музыкальным занятиям в классе специального фортепиано в детской школе искусств «Весна» является такая форма работы как ансамблевая игра. Ансамбль – это вид совместного музицирования. Совместная игра отличается от сольной тем, что общий план развития образа и все детали интерпретации являются результатом творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, и реализуются их общими усилиями. Этим дети удовлетворяют свою потребность в общении со сверстниками. С другой стороны, ансамблевое исполнение – это соревнование между участниками ансамбля, где каждый старается показать как можно ярче свои исполнительские качества.

У детей старшего и среднего школьного возраста есть огромное стремление к общению, появляется чувство ответственности, желание занять позицию «лидера», стремление к самореализации. Педагог может создать дружескую, творческую атмосферу и использовать эти качества и стремления детей в работе над ансамблем, тем самым втягивая детей в совместное исполнение и сотрудничество. А педагог при этом решает профессиональные задачи – развитие метроритмического пульса, оттачиваются навыки владения инструментом.

В ансамблевой игре дети самостоятельно, без помощи педагога, могут услышать свои недочеты. Так, незаметное изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Синхронность является основой качества ансамбля.

Кроме того, решаются такие задачи, как: умение слушать себя и партнера: вместе взять звук, вместе снять, точно выдержать длительность звука, добиться точного исполнения штрихов, единой интонации, единого движения к кульминации, продуманной и четкой динамики. Также при исполнении ансамбля на одном инструменте требуется специальная работа над педалью. Концертное ансамблевое выступление способствует исчезновению страхов перед сценой, повышается исполнительская самооценка.

Таким образом, коллективный характер работы и исполнения, выполнение общих целей и задач, сознательное отношение и чувство ответственности делают класс ансамбля увлекательным занятием, способным доставлять его участникам творческое наслаждение.

Другое средство мотивации к занятиям по фортепиано является практика аккомпанемента и работа над камерным ансамблем.

Вышеперечисленные формы работы приучают детей к живому музицированию, воспитывают исполнительскую волю, расширяют музыкальный кругозор и стимулируют занятия по фортепиано.

Обучение игре на фортепиано проходит и в условиях индивидуальных занятий. Здесь важно находиться в творческом содружестве: учитель – ученик. Педагог по классу фортепиано должен стараться занятия выстроить по принципу успешности, то есть создать ситуацию успеха, создать эмоциональный комфорт. Так, ребенок получает на уроке не только положительные эмоции, но и развивает у себя устойчивый интерес к занятиям по фортепиано. Именно через интерес формируется потребность в общении с музыкой на протяжении всей жизни человека.

 

Литература:

1. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

3. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

4. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПБ, 1996.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы