Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ольга Владимировна Стромбская,
педагог дополнительного образования ДШИ «Весна», г. Новосибирск

Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста

Успешность работы хормейстера над певческим дыханием лежит в основе правильного определения характера взаимосвязи и взаимозависимости его с навыком правильного звукообразования.

Ведущим, определяющим фактором в развитии певческого голоса является правильное звукообразование. Его наличие – непременное условие успешного развития певческого дыхания. Существует и обратная связь: правильное использование певческого дыхания облегчает развитие правильного звукообразования.

Как показывает практика, прямое воздействие на певческое дыхание детей трудноосуществимо. Дети младшего школьного возраста не вполне осознают, что значит «дышать глубже», «вдохнуть глубже», и после показа и пояснения правильного дыхания часто начинают производить не те действия, которые нужны, а противоположные, мешающие пению.

Существуют способы развития певческого дыхания с использованием «вокальных упражнений», целью которых является выработка у обучающихся длительного дыхания и закрепление навыка своевременного вдоха. Следует отметить, что исполнение малоэмоциональных, лишённых художественных образов упражнений с младшими школьниками – неэффективный приём работы, не учитывающий особенностей психики детей этого возраста. Также, развитие певческого дыхания невозможно без учёта физиологических особенностей детей.

Основными моментами, которые характеризуют правильное использование дыхания в процессе пения, являются умение вдохнуть в начале исполнения, не перегружая дыхания и, что особенно важно, экономно расходовать выдох, чтобы воздуха хватило на всю музыкальную фразу, а не выдыхать весь имеющийся запас воздуха с первыми звуками.

Певческое дыхание существенно отличается от обычного физиологического вдоха: если второй протекает автоматически и непроизвольно, то при пении необходимо выработать умение сознательного его регулирования, то есть требуется определённая доля произвольного управления дыханием. С физиологической точки зрения нижне-рёберно-диафрагматический тип дыхания предоставляет возможность эластического выдоха, медленного и постепенного расходования заключённого в легких воздуха и позволяет процессу пения протекать правильно.

На практике дети с правильным певческим дыханием встречаются редко, гораздо чаще наблюдаются различные от него отклонения. Средством укрепления певческого дыхания таких детей служит использование напевных песен.

Включая в репертуар народные напевные песни, наблюдая их воздействие на дыхание ребёнка, можно отметить, что в мелодии каждой напевной песни имеются отдельные звуки большей длительности, чем остальные. Исполняя их, ребёнок упражняется в торможении выдоха, в медленном и постепенном расходовании заключённого в легких воздуха. За выдохом, искусственно удлинённым протяжным звуком, следует более глубокий вдох. Таким образом, пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Систематичность и последовательность в работе над дыханием должна, на мой взгляд, строиться на основе именно напевных песен, подобранных соответствующим образом, с учётом моментов, затрудняющих или облегчающих развитие дыхания.

Важно помнить, что при пении напевных песен процесс выработки правильного певческого дыхания – есть в то же время процесс выработки навыка напевности. Поэтому всё, что затрудняет или облегчает развитие навыка напевности, соответственно, затрудняет или облегчает развитие певческого дыхания.

Развитие навыка напевности тесно связано с развитием вокальной дикции. Степень трудности выбранной песни определяется также степенью трудности её с точки зрения дикции. Анализ текста напевной песни определяет, что она лишь тогда отвечает своему назначению, когда имеет «поющий» текст. Образцом подобной песни можно считать русские народные напевные песни, такие как «Ивушка», «Со вьюном я хожу», «Соловей» и другие.

Ивушка, ивушка                     Со вьюном я хожу,                             Соловей, соловей,

Зелёная моя…                         С зеленым я хожу…                           Соловеюшко…

Для развития напевности, а тем самым правильного певческого дыхания, необходимо подбирать такие напевные песни, музыкальные фразы которых имеют в окончании не восьмую, а четверть или половинную ноту. Такой ритмический рисунок фраз позволит делать глубокий вдох после удлинённого выдоха.

Песни, в которых музыкальные фразы имеют разную длительность, трудны для дыхания ребёнка; они нарушают неокрепший ритм дыхания. Это особенно важно учитывать в начальный период занятий. Также трудность песни определяется местоположением протяжного звука в музыкальной фразе. Более лёгкими с точки зрения дыхания следует считать песни, в которых протяжный звук находится в начале фразы или ближе к началу; более трудными – песни, в которых этот звук в конце или ближе к концу.

Трудность песни должна определяться, кроме протяженности фразы и направления мелодии (вверх или вниз), трудностью её текста с точки зрения вокальной дикции, а так же расположением протяжного звука.

В развитии навыка певческого дыхания, а тем самым и навыка напевности, немаловажным следует считать и вопрос применения показа и указаний педагога.

Целесообразно выделить три этапа в развитии певческого дыхания ребёнка. Для первого этапа характерен автоматизм как естественного физиологического, так и певческого дыхания; второй этап характеризуется первыми попытками произвольных движений дыхательной мускулатуры; на третьем – возможны в достаточной мере произвольные движения дыхательных мышц.

На начальном этапе обучения, когда у большинства детей певческое дыхание ещё не организовано, особо важна помощь юным исполнителям в освоении навыков правильной артикуляции: естественного движения рта, губ, нижней челюсти и т.д. В этот период указания педагога не должны быть направлены прямо на исправление допущенных ошибок в дыхании, а иметь цель косвенно воздействовать на развитие дыхания ребёнка. Основная задача – научить ребёнка «тянуть звук». Главными же факторами, укрепляющими дыхание в этот период, являются тщательный подбор песен и постепенное нарастание степени трудности для дыхания, а также рациональное, с точки зрения его воздействия на дыхание, построение каждого занятия.

Когда у ребёнка в результате предыдущей работы станут возможными произвольные движения дыхательной мускулатуры, тогда, в случае ошибок в дыхании, возможны показ педагогом и указания иной формы («послушай, как я пою, и спой так, как я»).

Развитие вокально-слуховых навыков, в том числе и навыка напевности (а тем самым и певческого дыхания), следует целиком увязывать с ярким песенным образом и работой над ним, его всесторонним раскрытием.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы