Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Использование облачных технологий в экологическом образовании школьников

В жизнь современного человека прочно вошло слово «экология». Со страниц газет и журналов, с экранов компьютеров и телевизоров говорят об экологических проблемах, ситуациях, катастрофах и кризисах. Появились разные варианты экологии: социоэкология, демоэкология, урбоэкология, инженерная экология, экология культуры, геоэкология, экологическая география. В строго научном значении экология – это биологическая дисциплина, изучающая влияние среды на живые организмы. Предметом изучения современной географии являются особенности природы и ее влияние на жизнь человека (физическая география), особенности размещения населения и хозяйства, а также последствия хозяйственной деятельности человека для природы (экономическая география). Следовательно, решение современных экологических проблем в значительной мере зависит от географов, и отсюда следует сближение экологии и географии, переплетение их интересов. На стыке этих наук определилось направление эколого-географических исследований, т. е. географических исследований в целях решения экологических проблем. Понятие «экологические проблемы» тоже неоднозначно, в узком смысле их можно рассматривать как результат воздействия человека на природную среду. В более широком смысле, помимо последствий хозяйственной деятельности, огромное значение имеют природные условия и ресурсы, которые оказывают решающее влияние на расселение людей и особенности хозяйства. «Различные природные ландшафты обладают специфическим экологическим потенциалом, который проявляется во многих особенностях жизни людей – в их расселении, состоянии здоровья, условиях хозяйственной деятельности и т. д. И географ не может игнорировать это обстоятельство при экологической оценке природной среды и анализе экологических проблем».

Масштабы вовлечения природы в деятельность человека огромны, географическая среда стремится расшириться и сравняться размерами с географической оболочкой, поэтому так остро стоит вопрос о сохранении ненарушенных вмешательством человека территорий и создании антропогенных ландшафтов, в которых могли бы гармонично существовать природа и человек. Географы прекрасно понимают, что природа Земли – это глобальный природный комплекс, который включает в себя и человека с его деятельностью. Чем больших масштабов достигает данная деятельность, тем сильнее меняется природа Земли. Взаимодействие современного человека с природой демонстрирует его эгоистическую позицию, потребительское отношение, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы. Данные диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования указывают на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания учащихся. Закономерно поэтому включение основ экологической грамотности в требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

к личностным результатам: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

к метапредметным результатам: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

к предметным результатам: формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

И к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

  • Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем (базовый уровень).
  • Сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий (профильный уровень).

Для достижения данных результатов экологическое образование должно осуществляться систематично и непрерывно, поэтому необходима разработка системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Содержание и методы экологического образования неразрывно связаны с содержанием и методами школьных курсов географии. Формы его организации могут быть разными и в урочной и во внеурочной деятельности. Учитель выбирает их сообразно своим возможностям и возрастным особенностям учащихся. Учителя географии для организации познавательной деятельности учащихся часто используют экологические марафоны, игры, проекты, акции, викторины, лектории, конкурсы, экскурсии, тематические недели и выставки творческих работ.

Мне бы хотелось поделиться опытом использования так называемых облачных (то есть удаленных) технологий в экологическом образовании школьников. Тем более что такая организация работы предполагает формирование ИКТ-компетенции учащихся.

В 2013-2014 учебном году я продолжила работу в электронном дневнике, о которой рассказывала в статье «Интеграция очного и дистанционного обучения с помощью электронного дневника» в газете «Интерактивное образование» http://io.nios.ru/index.php?rel=47&point=11&art=2459. Помимо обычных домашних заданий, домашних заданий, требующих проверки учителя и работы в группах, в текущем учебном году была организована работа форумов и конференций.

Для начала в электронном дневнике были созданы группы:

  • «Экологические проблемы Земли», в которой имеются подгруппы для 6 (Экологические проблемы Мирового океана) и 7 классов (Экологические проблемы материков);
  • «Рациональное и нерациональное природопользование» для 10 классов;
  • «Экологические проблемы регионов мира» для 11 классов.

В группах размещались презентации учащихся и видеоролики из интернета, а затем открывались форумы, в которых шло обсуждение установленных проблем. В рамках урока или внеурочного занятия обсудить многообразие проблем, установить причины их вызывающие, наметить пути их решения практически невозможно ввиду ограниченности времени. Зато на форуме есть прекрасная возможность руководить обсуждением, направлять в нужное русло, подсказывать источники информации, а у участников форума появляется необходимость еще раз посмотреть презентации друг друга, высказать свою точку зрения, поспорить друг с другом.

Так, при изучении проблем Мирового океана в 6 классах, обсуждались проблемы антропогенного загрязнения, проблема сокращения численности живых организмов, предлагались пути сокращения загрязнения и очистки океана от попавших в него веществ. Всего в обсуждении участвовали 52 ученика из 4-х классов, было создано 165 ответов.

Экологические проблемы

Возможные пути решения

Загрязнение мусором

Вылавливать и перерабатывать в безвредные вещества.

Создавать из мусора искусственные острова.

Собрать и сложить в Чернобыльской зоне, все равно там не живут, а потом придумают.

Отправить на Луну, все равно там никто жить не собирается.

Использовать малоотходные технологии.

Штрафы за выброс мусора, так как нужны специальные дорогие аппараты для очистки воды.

Пытаться фильтровать отходы.

Загрязнение нефтью

Найти альтернативу нефти.

Использовать поглотители нефти.

Запретить добывать на шельфе.

Дампинг

Поднимать со дна и перерабатывать морскую и космическую технику.

Исчезновение и сокращение численности морских животных

Увеличивать популяцию рыб с помощью морских ферм (Аквапод), разводить новые виды рыб, разводить и выпускать в океан.

Из таблицы видно разное отношение к проблемам: одни пытаются найти путь решения, другие отодвинуть решение проблемы, взвалить эти проблемы на будущие поколения. Точно также происходить в мире взрослых людей. Большая часть старается не замечать экологических проблем или создавать их на территории чужих государств. Меньшая часть людей пытается самостоятельно решать проблемы или привлекать к ним внимание общественности. В 6 классе происходит переход от эмоционального к интеллектуальному осмыслению природы, дети пробуют найти связи между живой и неживой природой, оценить последствия в глобальном масштабе, предложить свои варианты решения проблем, которые иногда совпадают с научными открытиями.

«Я вот сижу и думаю, а что будет лет через 50-100 если не помогать океану? И выбрасывать туда отходы?»

«Поэтому нужно не просто меньше, а вообще не мусорить!!! Потому что ситуация вышла за грани нормы! Судна должны собирать отходы с собой на берег! Потому что кораблей выплывает в океан очень много, и если каждый будет бросать туда свои отходы, мы просто потеряем океан!!! Океан превратится в огромную лужу грязи и мусора!!!»

«Я предлагаю так: можно поставит сетки и решётки на устье рек, чтобы хоть какой-нибудь мусор задерживался там, а если наберётся много мусора убрать его на свалку или отправить на переработку».

«Эта идея не очень удачная, потому что в сети будут попадаться и рыбы».

«Я считаю, что пластик можно заменить деревом. Ведь дерево может имитировать пластик, оно гораздо безвреднее, и его можно легко утилизировать-сжечь. А способ уничтожения пластика такой – перевозить его на Луну на ракетах из любого дешёвого сырья ( кроме пластика), которые по прибытии на Луну будут самоуничтожаться – на Луне всё равно жить не собираются».

«Я тоже считаю, что пластик нужно срочно чем-то заменять. И вообще запретить производство этого вещества! Но у меня имеется еще запасная идея: озадачить ученых в разведении бактерий, которые способны разлагать пластик».

«Но, Дим, если мы заменим пластик деревом, то на Земле наступит прям глобальное, очень даже глобальное потепление (углекислого газа будет слишком много)».

«Я согласен с Андреем. Да и вообще со всеми здесь согласен. Люди думают больше о деньгах. Им лишь бы сэкономить! Выбрасывают мусор, отходы. "Ведь это слишком дорого перерабатывать мусор, лучше скинем его в океан, всё равно никто не заметит", гениально. Нужно больше думать о природе! Люди не понимают насколько это серьёзно! Я, конечно, понимаю, что некоторые люди пытаются как-то помочь природе, но это 1 на тысячу человек. Нужно хотя бы не мусорить на улице. Если видите мусор – поднимите его и выбросьте в мусорку».

«Да-да, а еще МЕНЬШЕ его засорять. Ведь давно изобретены машины, способные перерабатывать мусор, но человечество все равно выбрасывает мусор в океан. Неужели человеку, настолько разумному существу, трудно понять, что если мы загадим весь океан,то закончится вся жизнедеятельность на земле?»

«А знаете, у меня такое предложение.... Нужно просто собрать хотя бы часть народа и провести презентацию/лекцию о том, как люди сами себе вредят. Что они бросают мусор где попало, тем самым разрушают гидросферу. Думаю, что хоть тогда наше население поймёт, одумается и примет какое-то решение хотя бы для себя! (Извините за некорректность) Но не такой же тупой наш народ, просто ленивый! ЕСЛИ ДАЖЕ ЭТО НЕ ПОМОЖЕТ.... тогда я буду организовывать СУББОТНИКИ! Хотя бы у себя во дворе».

Участие в форуме предполагает не только расширение знаний об экологических проблемах и путях их решения, но и развитие умений высказать свою точку зрения, оценить мнение другого человека, согласится или поспорить с ним.

Для учащихся 7 классов были организованы форумы по Африке «Как помочь Африканской природе?» (45 человек, 95 комментариев) и Австралии «Как решаются экологические проблемы в Австралии?» (30 человек, 50 комментариев).

Вопросы, предложенные для обсуждения: Как можно замедлить негативное влияние человека на природу? Существуют ли способы восстановить природу? Что для этого необходимо сделать? Изучая проблемы материков, ребята выстраивали цепочки причинно-следственных связей, оценивали последствия тех способов решения первичных проблем, которые предлагаются в странах данных материков.

В ходе обсуждения африканских проблем наиболее значимыми были названы: вырубка лесов, выпас скота и сокращение растительности саванн, опустынивание, засоление почв, связанное с орошением, потеря плодородия (после строительства плотин), исчезновение озер, браконьерство, нападение саранчи, загрязнение воздуха промышленными предприятиями, разрушение поверхности в ходе добычи полезных ископаемых.

Изучая Австралию, ребята находили причины стихийных природных явлений (наводнения, засухи) и антропогенных последствий деятельности человека (пожары, гибель кораллов, эрозия почвы, нашествие кроликов, наступление опунций, угроза верблюдов). При изучении последующих материков работа будет продолжена.

Учащиеся 10-11 классов, которые изучают экономическую географию мира, проводили более серьезные исследования. Так, при изучении темы «Мировые природные ресурсы» в группе «Рациональное и нерациональное природопользование» ребята рассчитывали ресурсообеспеченность стран по главным видам минеральных ресурсов (данные http://www.bp.com/), оценивали последствия ускоряющихся темпов использования топлива, сырья, воды, лесов, почвы. При изучении географии отраслей хозяйства предполагается продолжить работу по изучению изменений природы человеком. В 11 классах при изучении темы «Страны Азии» учащиеся на форуме решали вопрос «Возможно ли развитие страны без ущерба для окружающей среды?» на примере Китая. Кроме того, каждый ученик оценивал экологическую ситуацию в отдельной азиатской стране, создавая презентацию. Затем была проведена конференция в рамках электронного дневника «Зависит ли степень проявления экологических проблем от уровня развития страны?» В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что существуют несколько этапов взаимоотношений человека и природы:

первый этап – присваивающее хозяйство, человек мало берет от природы и практически ее не изменяет;

второй этап – производящее хозяйство. Здесь можно выделить подэтапы: А. Аграрный и Б. Индустриальный.

Если на аграрном этапе природа еще могла восстановиться после вмешательства человека, то на индустриальном возможности к самовосстановлению практически исчерпаны;

третий этап – эколого-ориентированное хозяйство, которое характерно для стран наиболее высокого уровня развития. Они создают нематериалоемкие, энергосберегающие производства, используют малоотходные и безотходные технологии.

Однако ни одна из стран, находящихся на любом из этапов, не застрахована от природных и техногенных катастроф, от проблем, происходящих в соседних странах и регионах. Поэтому так важно понимание сущности современной экологической ситуации в мире, причин и последствий происходящих в нем явлений.

Работа в электронном дневнике позволяет экономить время на уроке, дает возможность учащимся высказать свою точку зрения и узнать для себя много нового, помогает учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

Литература:

1. География в современном мире: Кн для учителя.– М.: Просвещение, 1998.– 160 с: ил.– Isbn 5-09-007193-4  И85 География в современном мире: Кн для учителя.– М.: Просвещение, 1998.– 160 с: ил.– Isbn 5-09-007193-4http://userdocs.ru/geografiya/4843/index.html?page=16.

2. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения [Текст] / С. Р. Гаджиева [и др.] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – с. 6-7.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – с. 7, 14.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – с. 16-17.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела