Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(4) Наталья Юрьевна Стружук,
педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Симбиоз матери и ребенка

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве (французский писатель)

В большом энциклопедическом словаре «симбиоз» трактуется как «форма совместного существования двух организмов разных видов, включая паразитизм». А что же с точки зрения психологии обозначает данное понятие?

Психологический симбиоз – чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым (чаще всего матерью), тормозящая развитие личности ребенка, препятствующая формированию самостоятельности и независимости.

Если говорить о младенческом возрасте, то симбиоз является абсолютно нормальным явлением, связанным с биологическим «союзом» матери и ребенка. На данном этапе он естественен и необходим для дальнейшего развития малыша.

В младшем школьном возрасте симбиоз может сохраняться в результате воспитания ребенка в условиях гиперопеки, а также повышенного контроля со стороны родителей, вследствие чего затруднено общение ребенка со сверстниками, что приводит к его изоляции в классе. Что же дальше, спросите вы?

А следом наступает расцвет подросткового периода, где в первую очередь требуется родительская помощь,  поддержка во всех начинаниях, которая может перерасти в неумение принимать решение, в неуверенность в себе. К тому же преодоление психологического симбиоза требует достаточно большой осторожности и неторопливости, так как внезапное предоставление ребенку свободы, к которой он еще не готов, особенно в столь важный для него период, может вызвать у него глубочайший стресс. Как показывает практика, родители, в большинстве своем, стараются опекать ребенка в этот период, считая это жизненно необходим для него.

Именно поэтому так много взрослых людей смотрят на мир глазами своей матери, поступают так, как поступила бы она, надеются на ее одобрение во всем. Симбиоз же взрослых возникает тогда, когда двое психологически зависимых людей устанавливают близкие  отношения друг с другом, в которые каждый вносит часть того, что необходимо ему для саморазвития. Но так как ни один из них не может действовать независимо от другого, возникает необходимость держаться друг за друга, как две канцелярские скрепки. В результате чего внимание каждого сосредоточено только на личности другого, а не на самом себе. Эта созависимость ведет к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом, при этом обвиняя в своих проблемах опять-таки друг друга. А также желают только одного: чтобы другой вел себя именно так, как хотел бы его «партнер».

Приведем жизненный пример: взрослая дочь, имея собственную семью, не может и шагу ступить без совета своей матери. То есть она просто не умеет критически оценивать мамины установки, становясь ее копией. При этом мать не в силах построить свою личную жизнь без контроля дочери, чье мнение считается авторитетным и верным для нее: «Это же моя любящая дочь, которая желает мне лучшего, но ни в коем случае не худшего».

Как же в такой ситуации вести себя, как сохранить отношения, и не идти на поводу у близкого человека? В таком случае следует определиться, стали ли вы по-настоящему самостоятельными или нет. В этом вам помогут следующие критерии-«маркеры»:

– вы умеете регулировать степень доверительности общения;

– можете дистанцироваться в отношениях, не испытывая при этом чувства вины и долга;

– способны объективно оценить, в чем вы схожи, а в чем различны друг от друга;

– у вас нет внутреннего конфликта и противоречивых чувств при взаимоотношениях с близкими;

– вы понимаете и ощущаете, что связаны с матерью семейными узами, но не привязаны к ней пожизненно.

Таким образом, определив и усвоив для себя эти «заповеди», можно контролировать свои взаимоотношения с близкими людьми, дабы не попасть под влияние симбиотических отношений в семье.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела