Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(8) Евгения Юрьевна Кривченко,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей»
г. Новосибирска


Анна Владимировна Вовкудан,
ученица 8 класса МАОУ ИЭЛ г. Новосибирска

Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории

Согласимся с мнением методистов-историков кафедры Отечественной истории НГПУ Капитолины Емельяновны Зверевой, Ольги Михайловны Хлытиной и Елены Федоровной Бехтеновой в том, что для проведения урока-экскурсии необходима организация самостоятельной познавательной деятельности школьников, которая может происходить с помощью приемов, направленных на освоение различных умений [1]. Умений предметных (сопоставлять исторические объекты и события, систематизировать информацию, осуществлять образную реконструкцию прошлого и др.); информационных (письменная фиксация, перевод информации из одной знаковой системы в другую и пр.); оценочных (высказывать суждения о назначении и функционировании объектов материальной культуры, о роли исторических личностей и т. д.) и коммуникативных, особенно при обращении к игровым приемам.

Понятие «экскурсия» в методической литературе используется в разных смыслах: метод, форма урока и внеклассной работы [2]. Экскурсия как форма обучения различается по дидактическим целям (вводная, тематическая, итоговая, обзорная), по содержанию (производственные, краеведческие, по памятным местам, археологические, историко-культурные и пр.), по форме проведения (музейные, пешеходные, транспортные, виртуальные, воображаемые, заочные), по месту в учебном процессе (учебные и внеклассные). Описан урок-экскурсия в контексте форм урока, сформулированы требования к его организации и методические условия эффективности. Одним из таких условий признается необходимость организации осмысления получаемой школьниками в ходе экскурсии информации, которое может приобретать различные формы в зависимости от цели экскурсии, возраста учащихся и характера имеющихся в музее исто­рических источников. Появилось много работ, в которых авторы обобщают собственный опыт организации занятий в музее с использованием активных форм познания: свободного обмена мнениями, решением проблемных задач, ролевыми и творческими играми [3]. В современной практике изучения школьного курса истории сложились два варианта обращения к экскурсии как форме обучения. Первый − классический (традиционный), когда тема экскурсии выступает в качестве одной из очередных программных тем урока, в том числе и вводного или итогового, спецификой которого является проведение его в пространстве музея. Основные задачи такого урока-экскурсии − приобретение (закрепление) определенных знаний и умений, формирование ценностного отношения к изучаемому сюжету. Урок-экскурсия может быть проведен по любой теме курса истории, были бы соответствующие экспонаты (источники). Экскурсия должна включать в себя рассказ, имеющий четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, завершение рассказа.

Использование образовательной экскурсии эффективно и во внеклассной работе. В рамках реализации программы краеведческого кружка в нашем лицее был разработан маршрут виртуальной экскурсии по достопримечательностям Ленинского района города Новосибирска. На начальном этапе разработки экскурсии нами была изучена литература и другие источники, материалы которых могли быть использованы в подготовке и проведении экскурсии, привлечены родители для создания портфолио.

Цель образовательной экскурсии: Создание виртуальной экскурсии (пешеходного маршрута) по достопримечательностям Ленинского района.

(Приложение 1)

Задачи:

1. Изучение достопримечательностей Ленинского района, анализ литературы, периодической печати.

2. Создание буклета «Достопримечательности Ленинского района»

3. Составление виртуальной экскурсии по достопримечательностям Ленинского района г. Новосибирска.

Изучение истории малой родины − Ленинского района города Новосибирска необходимо для актуализации знаний о городе Новосибирске. Разработан маршрут виртуальной экскурсии по Ленинскому району, который может быть использован в урочной и внеурочной работе с учащимися района и города.

Фотокорреспонденты: Вовкудан Анна, Вовкудан Владимир Ильич.

Актуальность:

Ленинский район — третий по величине и самый населённый район Новосибирска. Расположен на левом берегу Оби. Для многих учеников – это и малая Родина и институт первичной социализации. Для педагога важно вовлечь ребят в активную деятельность по созданию экскурсии (пешеходного маршрута) по Ленинскому району.

Историческая справка: Формирование городского района в левобережье началось в годы первых пятилеток. Строительство первенца пятилетки — завода «Сибкомбайн» (ныне «Сибсельмаш»), начатое в январе 1930 года, дало импульс созданию промышленного района левобережной части города. 20 октября 1930 года Постановлением Президиума ВЦИК своим постановлением принимает решение об образовании Заобского района, с центром в посёлке Кривощёково. В городскую черту были включены населённые пункты, входившие в старинную Кривощёковскую слободу: 2 декабря 1934 года район был переименован в Кировский, а 9 декабря 1970 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР левобережная часть города была разделена на два административных района — Кировский и Ленинский. С правобережной частью города Ленинский район соединяет железнодорожный мост через Обь и два автодорожных моста: Димитровский и Коммунальный. В 1986 году, вместе с первым участком метрополитена на территории района появилась первая левобережная станция метро — «Студенческая», а 26 июля 1991 года открылась «Площадь Маркса» [4].

Использованная литература:

1. Зверева К.Е. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников / Зверева К.Е., Бехтенова Е.Ф., Хлытина О.М //Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск. – 2011 с. 231-249.

2. Теория и методика обучения истории: словарь-справочник. С. 335.

3. Бехтенова Е. Ф. Возможности регионального курса «Древняя история Сибири» для реализации творческого потенциала учащихся // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации: (региональный компонент: теория и практика). Новосибирск. 2000. С. 27-29.

4. Историческая справка (дата обращения 10.05.2013) http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%E...

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 186)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»