Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом

Определение понятия «текст» до сих пор остается дискуссионным, этот вопрос по-разному решается лингвистами: некоторые из них признают текст только в письменной речи, другие допускают существование текста и в устной, но только монологической речи, третьи считают возможным говорить о тексте в диалогической речи как реализации любого речевого замысла. Большинство ученых все же считает текстом только определенным образом построенную, организованную речь.

Определение текста, считавшееся одним из наиболее удачных в современной лингвистике, принадлежит И.Р. Гальперину: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющей определенную направленность и прагматическую установку».

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, которая делит учебное чтение на Просмотровое чтение (Skimming)

Поисковое чтение (Scanning)

Чтение с полным пониманием (Reading for detail)

Чтение текстов большого объёма (Extensive)

Reading for gist or skimming.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. При чтении с пониманием основного содержания ученик должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных.

Reading for specific information – получение самого общего представления о содержании текста.

Просмотровое чтение. Этот вид чтения предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст.

Reading for detail – точное и полное пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

Очень важное задание RNE, которое входит в формат ГИА и ЕГЭ. Задание на соотнесение подзаголовков с абзацами текста/ прочитать заголовки/ каждый абзац /выбрать ключевые слова/ выделить главную мысль и найти заголовок, соответствующий основной идее каждого абзаца.

Этапы работы с текстом на уроке:

До чтения/ Во время работы/ После чтения.

При работе с любым текстом, как мы знаем, можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е.Н.Соловова).

На Дотекстовом этапе (этап антиципации) актуализируются имеющиеся знания учащихся, развивает интерес к получению новой информации, активизируется образовательный процесс. Здесь я использую следующие упражнения и задания:

1. Работа с заголовком.

2. Использование ассоциаций (кластеры), связанных с именем автора или заголовком.

3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, стихотворений.

4. «Верные – Неверные утверждения».

5. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста или по картинкам записать в тетради три вопроса, на которые вы бы хотели найти ответы в этом тексте или биографии автора,  после прочтения поделиться с одноклассниками.

Текстовый этап направлен на соотнесение нового с уже известным, активное получение, осмысление и систематизацию получаемой информации.

На этом этапе я могу предложить следующие упражнения и задания.

1. Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить.

2. Ответить на предложенные вопросы.

3. Подтвердить правильность/ложность утверждений.

4. Описать внешность/место события/отношения кого-либо к чему-либо.

5. Догадаться, как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.

Так же использую следующие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», «Перекрёстная дискуссия», «Чтение с остановками», «Бортовой журнал» и другие.

Использование приёма «Тонкие и толстые вопросы» развивает умение задавать вопросы, совершенствовать грамматические навыки. Эту стратегию можно применять на дотекстовом и послетекстовом этапах работы при развитии навыков чтения, задавая общие и специальные вопросы, например:

•Тонкие вопросы                               •Толстые вопросы

Вы любите готовить?                        Какие эмоции испытываете в процессе и после?

Какое время года нравится?             Какие виды деятельности предпочитаете в это

время года?

Применяя стратегию «Перекрёстная дискуссия», предлагаю учащимся заполнить таблицу, обменяться мнениями в парах или в группе, в конце работы необходимо сделать общий вывод. Например, изучая тему «Здоровый образ жизни» учащиеся заполняют следующую таблицу:

Занятия спортом

Преимущества

Недостатки

Быть здоровым

опасно

Ответственность / responsibility

Отсутствие свободного времени

Воспитание дисциплинированности

Высокая конкурентность / high competition (Тебя окружают не только друзья, но и соперники

Стратегию «Перекрёстная дискуссия» также можно использовать на дотекстовом или на послетекстовом этапе работы при обучении поисковому и изучающему чтению.

Приём «Бортовой журнал» применяется на этапе реализации смысла (соотнесение нового с уже известным).

«Бортовой журнал»: перед чтением текста обучающиеся записывают ответы на вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

 

 

 

В процессе чтения, во время пауз и остановок, обучающиеся заполняют графы бортового журнала, соотнося изучаемый материал со своим личным опытом.

Приёмы, используемые на послетекстовом этапе, направлены на более глубокое осмысление изученного материала и формирование своего мнения относительно изучаемой проблемы. Этот этап посвящён письменной или устной рефлексии и предполагает использование таких приёмов, как «Написание эссе», «Стихотворение по алгоритму» и других стратегий. Разновидность эссе – приём «Напишите письмо». Его можно использовать для развития творческой интерпретации материала урока. Например, в качестве домашнего задания урока на тему «Русская национальная кухня» учащимся можно предложить написать письмо зарубежному другу, в котором необходимо отметить кулинарные предпочтения россиян, предположить существование сходства и различий в особенностях русской и британской национальной кухни, запросить дополнительную информацию по изучаемой теме.

Работая на Послетекстовом этапе с учащимися, я делаю такие упражнения и задания такие как:

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Охарактеризовать

4.Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

6. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

7. «Предложи свой вариант развития событий» (Literature) и т.д.

Примеры работы с текстом

Рассмотрим на примере урока из раздела «Culture Corner» по теме «Remembrance Day» учебник Spotlight 9 (изд-во Просвещение).

Первый этап До чтения: Постановка учебной проблемы.

Предлагаю сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

1) формирую умение извлекать информацию из иллюстраций;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам;

5) находить ответы на вопросы к иллюстрации.

Задача данного этапа: развитие умений ознакомительного чтения. Работаю с классом по разделу Study Skills, посвящённого алгоритму выполнения одного из основных форматов заданий при обучении чтению – подбора заголовков к частям текста (формат ГИА и ЕГЭ): читаем заголовки, читаем текст, подчёркиваем ключевые слова, соединяем. При проверке прошу аргументировать свои ответы.

Далее, развитие умений поискового чтения; развитие умений монологической речи (изложение содержания прочитанного текста по опорным словам и выражениям), так же на этом этапе работаем со словарём англо-английским, находим определение слова, синонимы, примеры использования в предложениях.

Задача данного этапа: развитие навыков употребления в речи тематической лексики (синонимов). Соединить подчёркнутые слова в тексте с синонимами из упражнения № 5. На интерактивной доске соединить слово с его значением и составить собственное предложение.

Заключительная фаза чтения – создание собственного смысла.

Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре или разыграть диалог с представителями из России и Великобритании.

Участие в международных проектах

Участвуя в проектах со своими сверстниками, учащиеся развили ключевые компетенции, необходимые им во взрослой жизни, и в первую очередь – информационные и коммуникативные (языковые и речевые).

* Ребята научились этикету в общении с людьми из разных стран мира, а также приобрели опыт работы в международной команде.

* Успешное участие в проектах привело к росту мотивации в изучении английского языка, расширился круг международного общения, сформировалась активная гражданская позиция учащихся.

* Выпускники 9-х и 11-х классов, которые сдавали ГИА и ЕГЭ по английскому языку на протяжении этих лет, в части «Письмо» имели наивысший результат.

* Мы поделились своим опытом участия в проекте Teddy Bearс учащимися нашей гимназии и напечатали статью о нашем проекте в школьной газете «Форточка».

Заключительным этапом каждого международного проекта Teddy Bearявляется Буклет о гимназии.

Отправляя медведя в путешествие или изучая тему «Путешествия» изучаем паспорт на английском языке и визу и билет как текст, накапливаем опыт для путешествий. Дети счастливы, читая ответы школьников из разных стран, разных национальностей, с разными привычками и вкусами, характерами и мышлением. Своим опытом всегда делимся в нашей газете «Форточка» и в городской электронной газете «Интерактивное образование».

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, хочу подчеркнуть и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.

Таким образом, активные методы и приемы работы с текстом позволяют на уроке:

· формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

· учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

· обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

· продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать проявлять свою индивидуальность.

Ведь сегодня мы это читаем, а завтра применяем…

 

Приложение. Презентация «Today a Reader, tomorrow a Leader»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 176)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения