Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Марина Васильевна Соболева,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий»

«История одного объединения»

В сентябре 2012 года на базе МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий» начало работу, как сейчас принято называть, творческое объединение под очень красивым названием «Экология Земли и Космоса».

Но сначала хочется поведать, как все начиналось. Я думаю, найдется ряд людей, которым не понаслышке знакомо, как это на самом деле: «В 40 лет жизнь только начинается». Дело в том, что проработав 22 года в сельской школе учителем истории, обществознания и географии (в нагрузку), я изменила свою жизнь, или она меня изменила. Приехав жить в город, я надеялась сразу же начать работать, но этого не получилось. Как оказалось, учебный год идет, вакансий историков – нет! И по истечении некоторого времени я, которая столько лет проработала на одном месте, оказалась безработной, ожидающей: «Ну когда же наконец?» Нужно отметить, что живу я на Ключ-Камышенском плато, где как раз и был открыт «Планетарий» и именно в тот год, когда я там поселилась. На работу в него требовались педагоги дополнительного образования, о работе которых у меня имелось довольно смутное представление. Мне поступило предложение разработать концепцию, которая могла бы заинтересовать руководство. Вспомнив всё, чем я занималась у себя на Малой Родине с детьми, возникла идея, подсказанная Антуаном де Сент-Экзюпери из «Маленького принца»: «Встал поутру, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».

А почему бы не заняться проблемами экологии планеты Земля, да еще и не замахнуться на экологию нашего, так сказать, Космоса? «Хорошо, работайте, вы нам подходите», так была решена моя судьба. Но это еще было только начало, нужно было разработать свою образовательную программу, а ещё, что меня немало удивило, нужно было самой осуществлять работу по набору детей. Ну, что же коль назвался груздем...

Я приступила к программе, которая должна была отражать всё то, о чём задумывалось. Работа по программе предполагала не только изучение проблем экологии Земли и Космоса, но и поиск решений существующих проблем посредством проектной и исследовательской деятельности.

С августа 2012 года началась работа по набору и формированию групп, основной упор был сделан на детей МБОУ СОШ № 155 Октябрьского района г. Новосибирска. Было сформировано 4 группы по 10 человек в каждой, возраст детей от 8 до 14 лет, в основном это ученики 3а, 4а, 6а, 8 классов данной школы.

На наших занятиях я пыталась донести до ребят основную проблему того, что экология – это способ мышления, воспитания, стиль жизни. Поэтому и главная задача экологического воспитания состоит в том, чтобы подрастающее поколение становилось людьми, думающими по-другому, а именно о сохранении уникальности и неповторимости нашей планеты. «Удивительное – рядом! И повсюду!» – таким стал основной девиз наших занятий, на которых нас интересовало все о флоре и фауне планеты Земля, её оболочках, её взаимодействие с космическим пространством, и самое главное, что мы, люди, оставим и оставляем после себя.

На занятиях творческого объединения «Экология Земли и Космоса» на протяжении всего года каждый воспитанник создавал свою собственную КРАСНУЮ КНИГУ, в которую вкладывались записи, сделанные во время занятий, и рисунки, которыми заканчивалось традиционно каждое занятие.

В конце года был проведен конкурс на самую лучшую Красную Книгу. Силами воспитанников на занятиях были созданы целые блоки ребусов, тестов, презентаций. Темы учебно-тематического плана были составлены таким образом, чтобы можно было охватить проблемы, связанные с загрязнением как окружающего пространства планеты Земля, так и космического. И как показал опыт, наибольший интерес вызвали темы, связанные с изучением экосистемы планеты Земля, её природные ресурсы, все, что связано с биосферой, атмосферой, гидросферой. А вот темы, связанные с проблемами засорения околоземного космического пространства, вызывали некоторое затруднение. Может быть это связано с тем, что детям значительно ближе и понятнее всё, что происходит с нашим родным домом, а Космос – это все-таки что-то далекое.

Дети, пришедшие на занятия творческого объединения, конечно, имели представление об экологии, но очень многое стало для них настоящим открытием. Например, масштабы того, что человек уже успел сделать с нашей планетой и Космосом. Поэтому свою задачу я увидела в том, чтобы вызвать интерес детей к поставленным проблемам, заронить в них зерно ответственности за окружающую среду. Я думаю, мне удалось этого достичь. Детям очень нравились все темы, связанные с изучением представителей фауны планеты Земля, каждое занятие начиналось словами: «А кого мы сегодня будем изучать?», «а давайте ещё про это узнаем». Живой неподдельный интерес вызвала у детей работа, связанная с составлением ребусов, их набралось у нас уже на целый сборник, и все работы авторские.

Мною в помощь ребятам были составлены рабочие тетради, работая с которыми можно закрепить пройденный материал, поработать творчески, а также были составлены тесты по космическому мусору и по фауне планеты.

Рабочая тетрадь

Тема занятия: «Законы экологии»

Задание № 1. Закончите фразу: Что по вашему входит в понятие экологическая культура

Задание № 2.

Первый закон экологии: «Всё связано со ……………………..»

Задание № 3. Заполни пирамиду:

Задание № 4

Второй закон экологии: «Всё должно………………………..»

Задание № 5. Придумайте способы очищения от мусора

 

Есть у нас и небольшие достижения: учащиеся объединения – Ющенко Ева и Лаптев Егор – приняли участие в открытом городском конкурсе исследовательских проектов учащихся 5-8 классов, организованным Главным управлением образования мэрии города Новосибирска, Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». С проектами «Экология Ключ-Камышенского плато» и «Кто победит в интеллектуальном споре: человек или животные?».

Проект «Экология Ключ-Камышенского плато» был отмечен специальным призом, нам был вручен «Золотой совёнок».

А 24 мая 2013 года состоялась Добровольческая экологическая акция «Чистый берег реки Иня», в результате которой впервые за всю историю существования Плато была проведена очистка берега реки.

Акцию планируется сделать ежегодной и традиционной. И уже в этом году мы приняли участие в городском конкурсе «Доброволец года», где заняли I место!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 29)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения