Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Анатолий Анатольевич Уханёв,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №185» Октябрьского района г. Новосибирска

Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1

ПРЕДИСЛОВИЕ. Должен заметить, что предлагаемая Вашему вниманию работа была написана мною двадцать лет назад, в ту пору, когда я ни дня ещё не работал в школе, и был полным дилетантом в вопросах преподавания английского языка. Мой совсем не скромный методический, научный, литературный и просто жизненный опыт, имевшийся у меня в 1993 году, подтолкнул меня к обобщению того, что я уже знал в ту пору про английский язык, тех подходов, которыми я пользовался, чтобы лучше овладеть языком самостоятельно.

Методика СНУР, хоть и была написана мною по форме и с соблюдением логики научной работы, технологически выполнена, скорее, как литературное произведение. Весь текст работы является ВЫДУМАННЫМ, и именно в этом значении оригинальным, не опирающимся ни на одну из языковых научных школ и традиций.

Ещё раз подчёркиваю, работа была написана как пособие от одного дилетанта к другим дилетантам, желающим повысить свою речевую компетенцию. Но именно она послужила первым шагом и основой моего перехода к профессиональному преподаванию английского языка.

Имея сегодня двадцатилетний стаж педагогической деятельности в средней школе, высшую квалификационную категорию, я перечитал свою старую методику, и мне захотелось поделиться ею с коллегами по цеху. В соответствие с требованиями издательства, я, совершенно механически, разбил работу на ТРИ СТАТЬИ, которые и предлагаю к публикации в «Интерактивном образовании».

И ещё. Сегодня, когда моя рукопись, наконец, увидит свет, мне хотелось бы посвятить эту работу моему учителю – Елене Леонидовне Голдфилд.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ (методика)

Статья 1.

– предлагаются упражнения для самостоятельной "постановки английского голоса"

– показан сценарий организации групповых занятий по "размораживанию" речевых навыков

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ

2. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

3. ОБ ОСОБОМ АНГЛИЙСКОМ ЗВУКЕ

4. О РЕЧЕВОМ РИТМЕ И РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ

5. РЕЧЕВОЙ СТРЕСС

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

8. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

9. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

10. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

11. ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЙ

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Язык ест средство обмена информацией. С помощью языка человек воспринимает информацию о внешнем мире и предает информацию во внешний мир. Такое определение языка – функциональное, т.е. оно описывает действие, выполняемое языком в жизни человека.

Очевидно, что языков у человека много. Существуют такие понятия, как язык красок, язык запахов, язык жестов.

Вспомним А. Блока:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

И правит окриками пьяными

Зловещий и тлетворный дух...

Окружающий мир – тусклый, тупой и пьяный – навалился на поэта и душит его. И вдруг она – Прекрасная Незнакомка – перья страуса, духи... Какой контраст ощущений! Какой диапазон информации! Симфония в полутора страницах.

И есть в этом тексте еще одна особенность – в нем передаются только три человеческих слова: "IN VINO VERITAS". Каким моргом, каким сквозняком дохнула эта вдруг ожившая латынь! В девятьсот шестом году, в Озёрках – не в Риме где-нибудь...

Перед нами – немая бездна бытия, человек и три мертвых слова: "ИСТИНА В ВИНЕ". Живи, если сможешь – ухватиться больше не за что.

Так сколько же у человека языков? Ровно столько, сколько существует способов принять и передать информацию. Одним из способов передачи информации является человеческая речь. Следует также отметить, что все языки делятся по способу передачи информации во времени. Существует одновременная, ("прямая", или "живая") передача информации, а также передача, отложенная во времени.      В том случае, когда передача информации и её восприятие происходят неодновременно, между ними лежит запись, – своего рода "языковое консервирование". Книги, пластинки, духи, даже пирамида Хеопса, – это всё языковые консервы. Все они придуманы для того, чтобы сохранить информацию во времени. Грамота – чтение и письмо – это все две стороны одного из способов "языкового консервирования". Наша цель – совершенствование навыков устной английской речи (СНУР).

Методика предназначена людям, которые умеют читать и писать по-английски, но собираются лучше усвоить навыки устной речи, в том числе и правильное звучание. Для этого мы рассматриваем устную английскую речь как совокупную работу элементов голосового аппарата человека, обладающую некоторыми звуковыми особенностями, подчиненную ритму дыхания человека, следующую внутренней логике и подвергающуюся внешним воздействиям.

В работе выдвинуты две основные гипотезы:

– существует особый английский звук, как совокупность особой работы голосового аппарата человека;

– существуют общие, для всех людей характерные препятствия, преодолев которые, можно существенно улучшить способности к устной речи.

2. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Правильное звучание английской речи обеспечивается использованием особых приёмов работы голосового аппарата человека, усвоение которых мы предлагаем вести комплексно. Для этого рассмотрим сначала, из чего состоит голосовой аппарат, и как работают его основные элементы.

Процесс работы голосового аппарата состоит из:

– голосового дыхания;

– работы голосовых связок и гортани;

– резонирования;

– артикуляции.

2.1. ГОЛОСОВОЕ ДЫХАНИЕ

Дыханием называется процесс протекания воздуха через органы дыхания (лёгкие, трахеи, гортань, носоротовая полость). Основной функцией дыхания является газообмен. Воздух проходит через лёгкие, снабжает клетки крови кислородом и выносит углекислый газ.

Йоги дышат носом. Они сперва заполняют воздухом нижние доли лёгких (живот надувают), затем верхние доли лёгких (при этом грудь поднимается); так, надувшись, они сидят с минуту – ждут, пока весь кислород впитается, – а затем выдыхать начинают: сперва живот втягивают, а затем грудь опускают.

Йоги дышат медленно – чем длиннее вдох, тем дольше жизнь. И неразговорчивые они – дыхание не позволяет.   Женщины обычно дышат грудью, за счет мышц грудной клетки. Мужчины – животом, за счет диафрагмы.

ДИАФРАГМА – плоская группа мышц, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Диафрагма – опора голоса. От её правильной работы во многом зависит Ваше звучание. Человеческий голос, как правило, звучит на выдохе, который, как и весь процесс дыхания при этом, называется голосовым. ГОЛОСОВОЙ ВЫДОХ представляет собой процесс выдавливания воздуха из лёгких, сопровождаемый вибрацией голосовых связок. Голосовому выдоху предшествует ГОЛОСОВОЙ ВДОХ. Он напоминает обычный вдох по мужскому типу, но все же, как правило, короче его. ("Как правило" – это для разговорной речи. У певцов, например, голосовой вдох намного короче обычного вдоха и намного резче).

Голосовое дыхание осуществляется под воздействием мышц диафрагмы и пресса. Сила этих мышц укрепляется тяжёлыми физическими упражнениями. Составленная для разговорной речи, наша методика специальных силовых упражнений не предусматривает. Предлагаемые дыхательные упражнения направлены лишь на то, чтобы "почувствовать" диафрагму, и, при необходимости, развить её подвижность.

2.2. РАБОТА СВЯЗОК И ГОРТАНИ

Между лёгкими и носоротовой полостью расположена ГОРТАНЬ. Гортань состоит из хрящей, самый крупный из которых – щитовидный – можно легко потрогать у себя на шее. Основные функции гортани:

– смыкание голосовых связок;

– первичное (гортанное) резонирование голоса.

Поперек гортани натянуты две ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. Воздушный зазор между связками называется ГОЛОСОВОЙ ЩЕЛЬЮ. Процесс изменения ширины голосовой щели называется СМЫКАНИЕМ СВЯЗОК. ГОЛОСОМ называется звук, возникающий при прохождении воздуха через голосовую щель в момент смыкания связок.

Связки гудят в потоке выдыхаемого воздуха, как провода на ветру, или, можно сказать, что они хлопают, как полотнища шёлковых знамён. Но отчего у человека две связки, а не одна, и для чего их нужно смыкать? Звук в связках, как и в проводах на ветру, возникает лишь при достаточной скорости движения воздуха. Скорость движения воздуха через замкнутое сечение зависит как от давления воздуха, так и от площади поперечного сечения. Давление воздуха, проходящего через гортань из лёгких, зависит от напряжения мышц диафрагмы, а скорость воздуха регулируется процессом смыкания связок. Смыкание связок необходимо для того, чтобы скорость выдыхаемого воздуха в гортани увеличилась и привела к звучанию связок.

Один из героев Мольера сильно удивился, когда узнал, что всю жизнь говорил прозой. В повседневной жизни люди тоже говорят и не задумываются о том, смыкаются у них связки, или нет. На занятиях СНУР предстоит освоить несколько упражнений, направленных на умение пользоваться связками в разговорной речи.

2.3. РЕЗОНИРОВАНИЕ

РЕЗОНАНСОМ называется волновой процесс, который возникает при совпадении двух колебаний по частоте и по фазе. Для физического тела, т.е. для предмета, обладающего массой и объёмом, резонанс проявляется в усилении колебаний предмета в том случае, когда внутренние его колебания совпадают с колебаниями, передаваемыми предмету внешним источником. Примером проявления резонанса являются качели: мы толкаем их не очень сильно, но раскачиваем, попадая в такт. Любой из видов материи обладает волновыми свойствами, а значит везде можно найти  проявление резонанса. Используется явление резонанса и в стихах, и в музыке, и даже в живописи его можно найти, хотя почувствовать сложнее. Можно показать, что такое резонанс при уличном знакомстве, и какой именно резонанс лежит в основе свадебного гороскопа.

Но нас интересует резонанс, имеющий отношение к звуку. ЗВУКОМ называется колебание физических тел с частотой, доступной к восприятию человеческим ухом. Человек способен расслышать колебания от 20 до 16 тыс. Герц. Диапазон звуков, воспроизводимых человеческим голосом, значительно уже, чем слуховой диапазон. В разговорной речи люди обычно звучат с частотой 300 – 600 Герц.

ЗВУКОВОЙ РЕЗОНАНС. Это явление очень часто используют при покупке музыкальных инструментов. Так, при покупке рояля, обязательно следует проверять, чтобы каждый издаваемый звук имел громкий отзвук в соседней октаве. Лучшим считается тот рояль, который даёт одинаково громкий отзвук во всех октавах. Присутствие в такой проверке резонанса очевидно. Звук от одной струне к другой передаётся через корпус инструмента. Чем лучше корпус резонирует, тем громче передаваемый звук. Усиление звука при передаче от одного предмета к другому и называется ЗВУКОВЫМ РЕЗОНАНСОМ. Для музыкальных инструментов известно, что хороший звуковой резонанс возникает лишь в том случае, когда инструмент имеет определённую форму.

Особенностью человеческого тела является то, что оно не имеет постоянной формы – в отличие рояля, или, скажем, трубы, – а, для произнесения звуков, нужную форму телу необходимо придавать. Процесс изменения формы человеческого тела, с целью получения наилучшего звучания называется РЕЗОНИРОВАНИЕМ. Можно сказать, что все органы человеческого тела принимают участие в процессе создания голоса. Резонируют и сердце, и почки, и печень, однако, основными РЕЗОНАТОРАМИ являются гортань, грудная клетка и голова. Человек звучит горлом, грудью и головой.

При обучении вокалу умение пользоваться резонаторами доводится до совершенства. Особенно это касается классической школы пения. Именно здесь требуется умение правильно "прикрыть" звук. Елена Образцова, например, часто пользуется следующим приемом: она "берет звук головой", а затем "посылает в грудь". Высота звука при этом остаётся прежней, но окраска сильно меняется. Данная методика предполагает, что в процессе обучения следует овладеть умением отличать на слух различные формы резонирования голоса, а также приобрести навыки резонирования, характерные для английской речи.

2.4. АРТИКУЛЯЦИЯ

Человеческую речь можно рассматривать как совокупность гласных и согласных звуков. ЗВУКИ РЕЧИ отличаются друг от друга тем, что для их произнесения требуется различное, для каждого языка особенное, положение губ, челюстей, языка и гортани. Процесс придания губам, челюстям, языку и гортани положения, необходимого для произнесения того, или иного звука речи называется АРТИКУЛЯЦИЕЙ, а сами эти органы – ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИИ.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ произносятся с открытым ртом, поток выдыхаемого воздуха при этом нигде, кроме связок, не смыкается и не прерывается; работа органов артикуляции сводится лишь к резонированию – приданию каждому из гласных звуков специфической, лишь для него характерной формы и окраски.

При произнесении СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ поток выдыхаемого воздуха прерывается губами и языком, либо приобретает дополнительную вибрацию за счёт работы этих органов. (Во втором случае губы и язык выполняют работу, очень напоминающую работу голосовых связок).

Часть согласных произносится с голосом, часть без голоса.

Исключение в английском языке составляет звук /h/, который является звуком чистого выдоха.

Данная методика приводит несколько известных упражнений на артикуляцию, предлагая особое внимание уделить артикуляции гласных звуков.

3. ОБ ОСОБОМ АНГЛИЙСКОМ ЗВУКЕ

Нами высказана гипотеза о существовании особого английского звука, как совокупности особой работы голосового аппарата человека. С одной стороны, это утверждение означает, что произношение в английском языке отличается от произношения в других языках (скажем, от русского произношения). С другой стороны, можно предполагать, что для всех разновидностей английского языка (Британский, Американский, Австралийский...) существует общая, характерная для всей группы норма звучания.

Первое утверждение выглядит вполне очевидным, и мы проиллюстрируем его на примере: "... звук  /??/ произносится, как долгое Ё в слове Фёкла," разъясняет англо-русский словарь под редакцией О.С. Ахмановой, – "а звук /?/ это неясный, безударный звук, близкий к  /? / ".

Понятно, что разъяснять произношение требуется лишь в том случае, когда это произношение сильно отличается от привычного.

О справедливости второго предположения трудно высказаться наверняка – вопрос о соотношении различных английских произношений является одним из наиболее сложных и отражается в существовании большого числа систем транскрипций, а также их толкований. В большом англо-русском словаре под редакцией А.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой толкования транскрипций нет вовсе, а лишь приводится ссылка на фонетический словарь Даниэля Джоунза. В лонгмановском словаре активного освоения английского языка (Active Study Dictionary of English) используются одновременно три системы символов английского произношения: интернациональный фонетический алфавит (IPA), система Longman dictionary of contemporary English, а также система А. Джимсона.

Существование большого количества систем записи английского произношения говорит не только о наличии различных оттенков произношения. Если продолжается работа над формой записи английского произношения, то существуют и общие элементы этого произношения, одним из которых мы предполагаем ОСОБЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЗВУК.

О некоторых особенностях английского звука мы говорим в разделе, посвященном звуковым упражнениям.

 

Продолжение следует…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения