Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Татьяна Александровна Милосердова,
молодой специалист, учитель английского языка МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Обучение фонетике в начальной школе

Истинное овладение иностранным языком невозможно без погружения в его «музыку» – ту эмоционально-эстетическую атмосферу, которая формирует его душу, его вкус, его неповторимый характер, позволяющий культурному человеку отличать друг от друга на слух многие языки, даже не зная их и не понимая смысла произносимых слов. «Музыкальное» вхождение в язык – это самый естественный путь, особенно для ребенка. Ведь именно со звукоподражания и ритмоподражания начинается формирование его речи на родном языке.

В настоящее время фонетике уделяется мало времени. В начальной школе всего два урока в неделю. К сожалению, большинство учителей чаще сосредотачивают внимание на правилах чтения и на исключениях из этих правил, которых очень много. В результате основной упор делается на чтение и грамматику. Данный подход является неверным, поскольку произношение – это своего рода «визитная карточка» говорящего. Не научившись вовремя распознавать на слух английские звуки, которые зачастую сильно отличаются от русских, а так же правильно произносить их, ребенок не сможет адекватно общаться не только с носителями английского языка, но и со своими одноклассниками и учителями. Не умея правильно произносить звуки, невозможно расслышать и понять то, что тебе говорят. Даже при условии абсолютного владения грамматикой и знания достаточно большого количества иностранных слов, общения не состоится из-за отсутствия понимания.

Существует множество методик по работе над фонетической стороной речи на начальном этапе обучения, хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Учитывая то, что первое знакомство детей с английскими звуками происходит в раннем возрасте, а именно в 7–8 лет, работа над произношением имеет свои особенности. Необходимо помнить специфические характеристики этого возраста: повышенная физическая активность, неусидчивость, быстрая потеря внимания. Следовательно, как и любой другой вид деятельности, обучение фонетике должно проводиться в форме игры, с использованием песенок и рифмовок, которые помогают выработке правильной интонации и артикуляции звуков.

Так, например, учащиеся легко осваивают фонетическую сторону языка в процессе рассказывания и представления сказки.

Рассмотрим пример подобной фонетической сказки.

Monkey’s busy day

– Meet a monkey.

– Познакомьтесь с обезьянкой. Она живет в небольшом домике, на одной из самых красивых лесных полянок.

– Она просыпается рано утром и сладко потягивается: [a:], [a:], [a:].

– Затем она открывает окошко: [?], [?].

– Сегодня замечательный день. Ей очень нравится, и она говорит:

[? - ??], [? - ??].

– Она бежит на улицу и делает утреннюю зарядку. Сначала она бегает: [r], [r], [r?n], [r?n].

– Затем она прыгает: [?], [?], [??mp].

– Затем она залазит на дерево и перелетает с ветки на ветку: [ai], [ai], [klaim], [flai].

– Потом она бежит на речку и долго-долго плавает: [i], [i], [swim], [swim].

– Вода в реке холодная. По дороге домой обезьянка греет лапки: [h], [h], [h].

– И поет свою любимую песенку: [la:], [la:], [la:].

– Сегодня к ней придет много гостей, поэтому она начинает убираться в своем домике. Сначала она выбивает пыль из коврика: [d], [d], [d].

– Потом она выбивает пыль из дивана: [t], [t], [t].

– Потом вытирает пыль с мебели: [?], [?], [?].

– Вчера она стирала, поэтому, сегодня ей надо погладить белье. Утюг шипит: [? - ?], [? - ?]...

Представленная фонетическая сказка включает в себя обобщение некоторых имеющихся разработок и ситуаций с авторскими придумками и изменениями. Важно, чтобы у детей возникало образное представление о каждом звуке. Можно выбирать из таких сказок отрывки, которые соответствуют целям каждого конкретного урока или составлять на их основе мини-сказки. Все зависит от фантазии учителя и самих учащихся, которые также придумывают новые сюжеты, предлагают своих не менее забавных героев. Так же понятно, что каждый звук, слово или движение, произносимое или показанное учителем, повторяется всеми учениками, причем столько раз, сколько вам кажется необходимым для достижения правильной артикуляции и произношения. Целесообразно подкреплять произношение звуков демонстрацией транскрипционных значков на карточках, на доске или любым другим удобным для вас способом.

При работе над постановкой звуков можно использовать приемы их обыгрывания, т.е. объяснения их артикуляции необычным и увлекательным для детей способом. В одном из пособий английский медвежонок помогал ребятам при постановке звуков. Стоит придумать подобную историю про звук, как ребята с легкостью запоминают правила его артикуляции.

«У одного английского медвежонка был очень непослушный язычок. Он всегда поступал так, как вздумается, а порой и вовсе не ворочался. Например, хотел мишка сказать «that», а получалось «зэт», или вместо «Thank you» – «сэнк ю». И друзья медвежонка не понимали, на каком же языке он говорит.

Вот взялась помочь этому горю лиса. «Научу и воспитаю я этот непослушный язык», – сказала она.

Взяла лисичка клей, приклеила мишкин язычок к нижним зубам, нижней челюсти велела резко подать вниз, а голосу – произносить звук «э» – и получилось вполне сносно: [?] «cat, bad»... Чтобы получился звук [?] пришлось слегка закрепить язычок между верхними и нижними зубами, он как бы застрял там, и медвежонку только и оставалось, что дуть в эту узенькую щелочку: «thank», «think»... И теперь, чтобы получился звук [?], нужно было лишь добавить голос: «this, that...».

Со звуком [r] было много трудностей. Язычок рычал, он дрожал, сердился: р-р-р-р!.. Тогда хитрая лиса решила намазать мишке верхнее нёбо мёдом. Языку-сластене поневоле приходилось загибаться чуть вверх, чтобы дотянуться до лакомства и слизать его: «red, rat...».

К концу дня бедный язычок так устал, что заснул. А медвежонок хотел было громко с облегчением выдохнуть: х-х-х-х!, но побоялся разбудить язычок и тихонько сказал: [h], так тихонько, будто хотел согреть дыханием маленького мотылька, но так, чтобы не сдуть его: «hot, how...».

Четкости произношения способствует также использование стихотворений и скороговорок, ориентированных на отработку того или иного звука. При работе со скороговорками важно показать ребятам, что нужно стремиться произносить их не как можно быстрее, а как можно отчетливее. Поэтому тренировать их надо сперва медленно, добиваясь полной ясности произношения; затем постепенно наращивать темп, каждый раз добиваясь полной четкости артикуляции.

Это лишь некоторые из них:

Very well!

Winter's everywhere!

It looks like rain, it looks like snow!

She sells seashells by the seashore.

Seasick sheep sail slowly.

Sam's sock shop stocks short spotted socks.

Ten purple turtles.

Six months in the South.

Five fine fluffy fir-trees.

Такие фразы нетрудно сочинить самому, учитывая то, какие звуки у ваших учеников вызывают наибольшие затруднения. Но, а если нет времени, предлагаю зайти на сайт Dream English (http://www.dreamenglish.com/phonics), где вы сможете скачать и скороговорки, и рифмовки, включая небольшие песенки.

Эффективным средством работы над ритмомелодическим строем речи может стать джазовая музыка и ритмизация (chants). Замечательный американский педагог Кэролин Грэм считает, что иностранца, говорящего по-английски, выдает не столько акцент, сколько неправильная интонация. Поэтому обучение должно быть направлено не только на постановку произношения отдельного звука, но и на овладение мелодикой речи. Ритмичные произведения в сочетании с джазовым музыкальным сопровождением позволяют учащимся освоить мелодику английской речи, а также способствуют успешному запоминанию лексико-грамматических единиц и их сочетаемости.

Некоторые методисты отмечают, что повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование учителя. Особенно важно дирижирование при обучении интонации. Поэтому на занятиях учащиеся уже четко знают, что плавное движение руки вверх соответствует подъему тона, вниз – его понижению.

Для развития фонематического и интонационного слуха рекомендуется, конечно, и проведение различных игр. Вот некоторые из них.

«Словесный аукцион»

Учитель объявляет: «Продается звук ...!» Ребята называют известные им слова (с переводом), содержащие этот звук. Выигрывает тот, кто последним назовет слово. Ведущий аукцион учитель после каждого названного слова считает до трех, после счета «three» объявляет: «Продано!» – и вручает победителю картинку с изображением звука. Темп счета зависит от сложности задания.

Игра «Волшебник»

Учащимся предлагается на время стать  «Волшебниками» и при помощи «звукового» волшебства превращать один предмет в другой. Ребятам нужно изменить в предложенном слове один звук так, чтобы получилось другое слово.

Cat – Hat

Рекомендуется объяснять ход своих действий: «А как мы это сделали? При помощи изменения звука /k/ на звук /h/». Можно при этом записать транскрипционные значки в тетрадь.

«Найди, в каких словах спрятались звуки»

Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Показать сигнальную карточку, карточку со звуком).

«Найди рифму к словам»

Учитель произносит слово, а дети должны найти к нему рифму. Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться:

doll – ball

dog – frog

snake – cake

mouse – house

toy –  boy

bee – tree

«Допиши стихотворение»

Учитель читает две стихотворные строчки без последнего слова, ребята предлагают свои варианты. Например:

The pig

Is ... (big).

This little furry mouse

Lives in her little ... (house).

My cat

Loves her ... (hat).

Такая игра развивает не только фонематический и интонационный слух, но и творческие способности, создает у детей установку на словесное и литературное творчество, воспитывает эмоциональное отношение к слову, столь необходимое для овладения иностранным языком.

В заключении следует добавить, что конкретное воплощение этих идей зависит от творческой энергии и методической изобретательности учителя.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2241)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Интеграция основного и дополнительного языкового образования в МАОУ «Лицей № 9»: цели, стратегии, личный опыт
2. Театр в школе
3. Традиции и перспективы художественно-эстетического воспитания
4. Интеграция общего и дополнительного образования
5. Роль дополнительного образования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР
6. Логопедическая ритмика во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников с ТНР
7. Сегодня читатель, завтра лидер: Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках иностранного языка через работу с текстом
8. «История одного объединения»
9. «Вселенная для знаний необъятна!»
10. Роль биологического кружка в системе дополнительного биологического и экологического образования
11. Дополнительное образование в коррекционной школе VIII вида
12. Школьный пресс-центр как один из факторов социализации личности в условиях дополнительного образования
13. Внеурочная деятельность в начальной школе
14. Краеведческий подход в обучении географии (краеведческие экскурсии и экспедиции)
15. Совершенствование навыков устной английской речи (методика). Часть 1
16. Конспект занятия спецкурса «Мастерская чтения. 7 класс» по теме «Тайна заглавия» на примере рассказа И.А. Бунина «Телячья головка»
17. Формирование контекстного и коммуникативного мышления учащихся на занятиях элективного курса
18. Из опыта работы детско-юношеской спортивной школы № 6
19. Методические требования к культуре речи педагога. Советы школьного логопеда
20. Использование Интернет-ресурсов при обучении творческому письму на уроках английского языка как средство мотивации изучения иностранного языка
21. «За страницами школьного учебника» – элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки
22. Разработка учебного занятия по теме «Животные в космосе»
23. Региональный компонент в рамках преподавания русского языка на средней ступени обучения как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся
24. Графическая систематизация учебного материала на уроках русского языка
25. Обучение фонетике в начальной школе
26. Способы построения естественнонаучной картины мира в современном образовании: метапредметные результаты обучения