Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ирина Геннадьевна Акинина,
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

«От звука к букве»

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Обучение грамоте является обязательным элементом речевого развития детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи. Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, и на этой основе впоследствии они обучаются чтению. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и закладывает основы сознательного оперирования языком, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

Исследования в этой области показывают, что 15-20% детей, поступающих в школу из детских садов, имеют нарушения в произношении звуков, что говорит о необходимости работы в этом направлении.

В средней группе начал работать кружок по подготовке к обучению грамоте, развитию интереса и способностей к чтению, подготовки руки к письму. Была составлена рабочая программа «От звука к букве» (http://ds-32.nios.ru/p92aa1.html).

Данная программа направлена на развитие различных сторон речевой деятельности детей и психических процессов: развитие мышления, слуховой памяти и зрительного внимания, обогащение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Развивает способности, позволяющие детям самостоятельно анализировать, моделировать, находить решение в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.

На данном этапе речевого развития комплексно решаются задачи:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Занятия с детьми проводятся в игровой форме с использованием настольно-печатных игр, рабочих тетрадей, игровых упражнений, дидактических игр, художественной литературы (стихи, потешки, загадки).

Воспитанники принимают активное участие в деятельности на занятиях, получают положительные эмоции.

На родительском собрании родители познакомились с работой кружка.

В индивидуальных беседах предлагаю задания, которые помогут преодолеть трудности, возникшие у ребёнка.

«Угадай, где звонит». Заведите будильник и спрячьте его под столом или шкафом (кроватью). Когда будильник зазвенит, ребёнок должен отгадать, откуда раздаётся звук и найти будильник.

«Угадай, где стучит дятел». Имитируйте стук дятла клювом по дереву – то тихо, то громко. Ребёнок должен сказать, где стучит дятел – далеко или близко.

«Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительное с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «У мамы красивый шапка». Ребёнок должен найти ошибку. Спросите его «Так можно сказать?» Малыш должен исправить фразу и произнести её ещё раз, но уже правильно.

«Назови слово». Предложите ребёнку назвать «сладкое» («колючее», «пушистое», «медленное», «горькое» и т. п.) слово. Чтобы было интереснее, устройте соревнования: кто больше назовёт таких слов. Спросите, какое слово запомнилось малышу?

«Назови предмет». Предложите малышу посмотреть вокруг и назвать предмет с заданным звуком.

«Услышал – топни (хлопни)». Скажите, с каким звуком вы будете играть. Произносите слова с данным звуком и без него. Если ребёнок услышал этот звук в слове, то он должен топнуть (хлопнуть).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели