Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Елена Николаевна Архипенко,
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Евгения Михайловна Артеменко,
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 32 Дзержинского района г. Новосибирска

Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу

В проекте Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии и методики, содержание образования, образовательные программы, воспитательные процессы, организацию педагогической среды. Однако современные программы не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер.

В специальной литературе отмечается, что у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности её развития (Волкова Г.А., 1985; Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., 1990 и др.) В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы детей с различными речевыми проблемами.

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки и развита моторика. Развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Одной из интереснейших форм работы в этом направлении является кружковая работа. В группе организован кружок «Умелые ручки» для развития ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом специфики гендерного подхода.

Задачи кружка:

– разработка перспективного плана кружка «Умелые ручки» с учетом специфики гендерного подхода;

– создание гендернокомфортной образовательной среды;

– дифференциация видов деятельности разнополых детей (для мальчиков «мужским ремеслом» – мастерская «Самоделкина», для девочек рукоделием – мастерская «Рукодельница»

– способствовать объединению детей в творческие группы, по интересам, умению сотрудничать между собой;

– создание условий для эмоционального благополучия и конструктивного взаимодействия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;

– разработка информационного материала для родителей по теме «Развитие мелкой моторики пальцев рук»;

– презентация детских проектов для родителей и детей детского сада;

– проведение мастер-классов родителями воспитанников;

– участие в конкурсах, выставках, праздничных мероприятиях разного уровня.

Кружок «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия. По итогам работы организуются творческие выставки, детские проекты. Активно участвуем в городских, всероссийских и международных конкурсах, совместных праздниках, проводятся мастер-классы родителями и воспитателями для воспитанников группы, создается газета и фоторепортаж «Наши руки не для скуки».

В перспективе планируем:

– подбор дидактических игр, которые будут способствовать формированию индивидуального стиля поведения каждого воспитанника, отражая красоту мужественности и женственности во всем многообразии.

– занятия в «Школе рыцарей и принцесс» (этические беседы, мастер классы, практические занятия).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели