Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Лариса Александровна Полунина,
учитель-логопед первой квалификационной категории МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Задачей логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия к логопеду, начинается с углубленного обследования, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы. Работа строится согласно планирования лексических тем в ДОУ. При построении занятий учитываю психофизические и индивидуальные особенности детей, не нарушая общую длительность занятия и не допуская переутомления детей. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  • Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая);
  • Логопедический массаж и самомассаж;
  • Постановка звуков разными способами;
  • Автоматизация звуков в речи;
  • Дифференциация звуков в речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Закрепление знаний;
  • Игры и упражнения на фонематическое восприятие.

На подгрупповых занятиях дети учатся составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, по сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Ведется работа по формированию и развитию словоизменения и словообразовательной функции речи, по расширению и активизации словарного запаса детей названиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, уточняются и вводятся обобщающие понятия.

Особое внимание на занятиях, конечно же, уделяется коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка недостаточно развиты грамматический строй речи, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи также включается в план работы.

Для организации полноценной речевой деятельности детей в условиях логопункта организованы зоны: «Королевство зеркал»; «Ловкие пальчики»; «Школа дыхания»; «Речеград»; «Царство смекалки»; «Страна звуков и букв».

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка. Моя задача как логопеда – окружить ребенка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, я вовлекаю ребенка в активный процесс, создаю соответствующий эмоциональный настрой, вызываю живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираю картинки, игрушки, сказочных героев, привлекаю стихотворные тексты, считалки, звучалки, загадки, добавлялки, потешки, чистоговорки, скороговорки.

Для развития диалога использую:

1. Инсценировки;

2. Вопросы;

3. Команды;

4. Домашний театр.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, в течение занятия меняю виды наглядной деятельности.

Использование наглядных средств помогает решать самые разнообразные задачи:

– сообщение новых знаний;

– активизация словаря детей;

– развитие воображения;

- формирование познавательных процессов;

– умение творчески перерабатывать информацию.

Дети с желанием и интересом посещают логопедические занятия, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Так появляется динамика в звукопроизношении. Увлеченно рассказывают о выполненных заданиях дома и расспрашивают о новых заданиях. В качестве поощрения могут самостоятельно выбирать, чем они будут заниматься: игры, пазлы, кубики или что-то другое.

Такая организация коррекционно-логопедической работы в условиях логопункта позволяет добиться положительных результатов у детей, что способствует успешной социализации ребенка в обществе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели