Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Светлана Васильевна Миненко,
воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста

Все мы знаем: взаимодействие между людьми возможно, но не эффективно без речи. Что становится при общении важным? Конечно же, умение донести до других свои мысли (идеи, суждения, цели, планы). Чтобы «донести» до других смысл, нужно сделать свою речь понятной, четко формулировать и, по возможности, правильно произносить слова.

Это значит, что с самого раннего возраста у детей необходимо формировать начальную коммуникативную компетентность. И природа дала ребенку для этого все.

В связи с этим моя основная задача состоит в том, чтобы малыши, придя в детский сад, научились правильно говорить и общаться. С этой целью в детском саду с первых дней организую «встречи» детей друг с другом, в ходе которых учу их строить свое общение.

Ребенок раннего возраста общается с сверстниками в том случае, если он встречается с ним один на один. Поэтому для формирования у малышей начальной коммуникативной компетентности я использую игры в парах: «Помоги жирафу», «Игры с воздушными шарами», «Рассмотри другого», «Возьмемся за руки» и др.

Также способствуют развитию речи и созданию условий для общения игры на подражание, которые построены на простых, доступных, хорошо знакомых малышам движениях: «Делай, как я», «Паровозик», «Идем по мостику», «Веревочка». Общаясь в игре, дети учатся подражать друг другу, прислушиваться к взрослому и сверстнику, договариваться. У детей развивается речевое общение.

Хороводные игры помогают мне сблизить детей, формировать у них радость от общения друг с другом, сочетать простые движения с художественным словом, развивать их речь. С малышами мы играем в «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Вокруг домика хожу», «Колпачок».

Организовывая с детьми подвижные игры, учу их выполнять определенные действия в соответствии с ролью, внимательно следить за моей речью, проговаривать правильно слова и согласовывать их с действиями. В этом мне помогают игры: «Мишка косолапый», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.

Ежедневное проведение с детьми пальчиковых игр помогает развивать у них активную речь и формировать навыки общения. В ходе таких игр малыши стараются повторять движения вслед за мной, четко проговаривать слова. При этом я не забываю хвалить детей, говорю, как хорошо у них получаются движения, выделяя при этом то одного, то другого ребенка. Дети обращают внимание друг на друга и пытаются действовать так же, как сидящий рядом ребенок.

Играя вместе с детьми с различными игрушками: пирамидками, кубиками, конструктором, мячами, машинами, куклами и т.д., я приучаю их к совместным играм с использованием предметов, где учу выражать свои желания, выслушивать желание другого, договариваться, т.е. формирую начальную коммуникативную компетентность.

На практике я убедилась, что театрализованная деятельность способствует развитию речи у малышей и вовлекает в общение, как со сверстниками, так и взрослыми, даже малоактивных застенчивых детей. При показе сказки, обыгрывании потешки, в различных ситуациях я стараюсь, чтобы моя речь была образной, выразительной и сочеталась с действием персонажей. Для активизации детей на речевое общение, систематически обращаюсь во время показа театра к ним за помощью, советом. Например, показывая сказку «Репка», прошу, чтобы дети помогли мне позвать бабку, внучку, Жучку. Показывая сказку «Колобок», предлагаю детям назвать персонажей, которые встречаются Колобку на пути. Чтобы малыши не были просто пассивными зрителями, я избегаю длинных фраз, слежу за тем, чтобы речь была детям понятна и легка для воспроизведения.

Все новое, яркое привлекает детей, поэтому сделанный родителями театр из детских носочков вызвал большой интерес у наших малышей. Простые носочки превратились в забавных игрушек, зверят: лошадку, зайчика, собачку. Дети с удовольствием играют с забавными игрушками, с их помощью общаются со взрослыми и сверстниками.

Для умения детей общаться использую в работе с детьми совместное творчество. Это лепка из соленого теста, пластилина. Для цыпленка лепим зернышки, для котика – бараночки, для клоуна – яблочки, конфетки для куклы Маши. Рисуем на обоях. Например, я рисую ручеек, а малышам предлагаю дорисовать мостик через него, чтобы ежик смог пройти на другой берег. Лепка и рисование будут интереснее, если их постоянно обыгрывать. В ходе таких обыгрываний дети учатся не только общаться, но и развивается их активная речь. Ведь ребенку нужно так объяснить, чтобы его поняли.

Взрослый, который находится рядом с малышом – эталон для подражания. Поэтому я всегда слежу за своей речью, комментирую свои действия, вызываю тем самым желание у детей общаться, используя для этого речь.

И уже сегодня, наблюдая за детьми, я могу сказать, что у наших детей начинает развиваться активная речь, и дети все чаще используют речь для общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Конечно, еще нельзя сказать, что у детей уже сформирована начальная коммуникативная компетентность, но начало положено, и данную работу необходимо продолжать.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
2. Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу
3. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
4. Кружок детского творчества «Фантазёры»
5. Кружковая работа «Компьютерный мир»
6. Трудовая деятельность старших дошкольников посредством кружковой работы
7. «От звука к букве»
8. Развитие ручной умелости и творческого потенциала у дошкольников с нарушением речи, с учетом гендерного подхода, через кружковую работу
9. Развитие творческого потенциала детей посредством кружковой работы
10. Развитие музыкальных способностей и актёрских умений детей через театрализованные игры
11. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
12. Организация полноценной речевой деятельности в условиях логопункта
13. Становление начальной коммуникативной компетентности у детей раннего возраста
14. Патриотическое воспитание в ДОУ
15. Портфолио группы как инструмент взаимодействия: ребенок – родитель – воспитатели