Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Надежда Викторовна Свиридова,
к.п.н., доцент ИМПиСР НГПУ, методист МКОУ ДОВ «ГЦРО»

Диагностические возможности деловой игры в изучении творческих способностей воспитанников образовательного музея

Новые образовательные стандарты задали достаточно высокую планку требований к педагогическим кадрам: педагоги, реализующие ФГОС ООО должны быть не ниже первой или высшей квалификационной категории. В этой ситуации педагоги дополнительного образования, работающие в структуре общеобразовательной организации, оказываются в сложной ситуации, ведь адекватного диагностического инструментария, способного измерить эффективность их работы, педагогической наукой ещё не предложено. Учителя-предметники вооружены контрольно-измерительными материалами, результатами промежуточных тестов, ГИА и ЕГЭ, так или иначе отражающими результативность их деятельности, а чем могут оперировать, к примеру, педагоги дополнительного образования – руководители образовательных музеев, кроме отзывов, дипломов и благодарственных писем?  

На помощь могут прийти оригинальные формы и методы, предлагаемые музейной педагогикой – прикладной научной дисциплиной, развивающейся на стыке педагогики, психологии и музеологии. Одной из эффективных форм выявления творческих способностей членов музейного актива, способом проверки уровня их компетентности является деловая игра «Музейный бум».

Деловая игра как инструмент поиска решений в ситуации неопределённости и многофакторности[1], возникла в СССР в 30-е годы XX века, была подхвачена и развита в США в конце 50-х годов. В настоящее время деловые игры используются в качестве интерактивного метода обучения в учебном процессе вузов, при проведении социально-психологических и бизнес-тренингов на производстве.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры. По протяжённости такие игры могут быть краткосрочными и долговременными (от нескольких часов до нескольких дней). Объединяющими принципами при организации и проведения любой деловой игры являются:

  • принцип игрового моделирования какой-либо профессиональной реальности;
  • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует от игротехника умения вовлечь в познавательную деятельность нескольких участников.

В практике музейной педагогики деловая игра с диагностическими целями апробирована в разных модификациях. В конце XX в. игра «Музейный бум» успешно проводилась на базе Государственного Литературного музея (г. Москва) и на базе детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков» (г. Новосибирск).

В этой игре могут принять участие как активисты образовательных музеев, так и ребята, не занимающиеся музейной работой, ведь игра «Музейный бум» не требует предварительной подготовки от её участников.

Для ребят это будет возможность проявить свои креативные способности, а для организатора игры – руководителя образовательного музея, такой «смешанный состав» участников игры может предоставить материал для сравнительного анализа результативности работы с музейным активом.

Масштаб игры может быть различным – от внутришкольного до районного и городского уровней. Проведение игры можно приурочить к 18 мая – Международному дню музеев.

В организационно-подготовительный период руководителю музея совместно с игротехником или педагогом-организатором необходимо определиться с выбором профессиональных ролей, чья деятельность будет моделироваться в игре, очертить круг их полномочий, характеристик деятельности. Для игры музейной тематики наиболее приемлемым может быть следующий список ролей.

  • Роль научного руководителя музея предполагает создание концепции музея: обоснование темы, замысла, формулировку миссии музея.
  • Роль экспозиционера заключается в разработке тематико-структурного плана экспозиции, составление схемы размещения основных разделов экспозиции.
  • Роль художника заключается в выполнении художественного эскиза оформления музея и подготовке этикетажа.
  • Фондовик должен придумать и описать в инвентарной книге и музейной картотеке несколько предметов из воображаемого музея, причём разного типа – вещевого, изобразительного, письменного.
  • Роль экскурсовода предполагает составление примерного текста ознакомительной экскурсии или разработку тематики экскурсий разных видов.
  • Роль директора музея включает составление плана работы музея на год по всем направлениям деятельности или плана комплектования фондов.

Список этих ролей с обозначением функций должен быть наглядно представлен всем участникам игры: спроецирован на слайдах, написан на плакатах. В случае если заранее известно, сколько проектных команд будет участвовать в игре, можно заготовить конверты для каждой команды с описанием характеристик всех профессиональных ролей, введённых в игру. Участникам игры после предварительного инструктажа выдаются «методические шпаргалки» с разъяснением музейных терминов, правилами заполнения документации и примерами некоторых музейных документов[2]

Проблемное содержание игры включает проектирование воображаемого музея любой тематики и «работу» в нём. В ходе игры участники могут выбрать любую роль или несколько ролей и попробовать себя в различных направлениях деятельности музея. Игра не ограничивается решением только одной задачи, чем разнообразней окажется смоделированная ребятами реальность, тем больше они смогут сымитировать профессиональных ситуаций и представить в итоге больше вариантов развития событий.

В проектной команде могут возникнуть противоречия при выборе игровых ролей или принятии управленческих решений, поэтому необходимо предусмотреть приёмы снятия эмоционального напряжения в игровом пространстве. Можно ввести в игру «конфликтную комиссию» или «третейский суд» для продуктивного разрешения противоречий.

В заключение отведенного на деловую игру времени всем участникам дается возможность представить итоговый творческий продукт в любой форме – как в виде устной или мультимедийной презентации, так и в форме стендового представления. Полный пакет документов, который может быть создан в ходе игры, включает в себя: научную концепцию, тематико-структурный план, художественный эскиз, образцы инвентарных записей, план работы. Творческие музейные проекты, выполненные действующими лицами деловой игры «Музейный бум», могут стать основой интерактивной выставки «Я приглашаю в свой музей». Передвижной вариант такой выставки будет особенно интересен в том случае, если в игре участвовали проектные команды из нескольких образовательных музеев района или города.

Система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, включающая критерии оценивания и состав экспертной комиссии, должна быть продумана до начала игрового действия и представлена в таких документах, как «Положение о проведении деловой игры» или «Правила деловой игры». Для диагностики уровня творчества и компетентности участников игры имеют значение следующие критерии:

– разнообразие тематики придуманных музеев;

– оригинальность работ (их отличие от предложенных в «методической шпаргалке» примеров);

– количество выбранных ролей и направлений музейной деятельности.

Вдумчивый педагог, конечно же, получит богатый материал для размышлений из наблюдения за дискуссиями в проектных командах. Кто стал лидером, кто генератором идей, были ли в группе конфликты, и насколько продуктивным было их разрешение? Анализ того, как распределились предпочтения в выборе тематики проектируемых музеев, поможет скорректировать образовательную программу работы с музейным активом. Например, если проектные команды предлагают разнообразную тематику воображаемых музеев, спектр их интересов распределяется равномерно по всем содержательным областям (рис.1):

Рис. 1. Пример творческого разнообразия тематики музеев.

В этом случае можно говорить о разнообразии и широте интересов, способности к свободному творческому фантазированию. Но если темы музеев, придуманных проектными командами, касаются только их увлечений и коллекций монет, дисков, этикеток и пр. (рис. 2), то в этом случае, педагог дополнительного образования – руководитель музея ОУ, должен продумать систему занятий или развивающих событий, способных расширить кругозор членов музейного актива.

Рис. 2. Пример ограниченности выбора тематики музеев.

Выборы ролевых позиций участниками игры для удобства анализа можно занести в такую таблицу.

Проектные группы

Ролевые позиции

директор

научный руководитель

экспозиционер

фондовик

художник-оформитель

экскурсовод

1

+

+

+

-

+

+

2

+

-

+

-

+

+

3

+

-

-

-

+

+

4

-

+

-

+

-

+

 

Если проектные команды успели попробовать себя в роли всех музейных сотрудников и представили на суд конкурсной комиссии полные пакеты документов, а также продемонстрировали свободное владение понятийным аппаратом музейной работы, можно сделать вывод о высоком качестве образовательной работы с воспитанниками музея.

Проанализировав полученные в результате игры диагностические материалы, руководители музеев образовательных учреждений и организаторы воспитательной работы смогут скорректировать приоритеты и направления своей деятельности и составить планы дальнейшей работы со школьниками в сфере сохранения историко-культурного наследия.

 

 

 


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE%E2%E0%FF_%E8%E3%F0%E0 (дата обращения 03.02.2014г.)

[2] Образцы оформления документов см: Школьный музей. Сб. нормативно-правовой документации. – Н., 2008.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела