Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Лариса Владимировна Забелина,
руководитель музея МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» Кировского района г. Новосибирска

Интерактивная экскурсия как один из способов развития интереса детей к истории Родины

Современных детей удивить трудно. С самого рождения на них льётся огромный поток информации: иногда важной, но чаще всего совершенно ненужной. Дети, и особенно, подростки хорошо ориентируются в интернете в поисках информации, посещают различные развлекательные мероприятия. Музей для них – это древность, прошлый век. Ведь в музее нельзя бегать и шуметь, нельзя ничего трогать руками, нет «стрелялок» и всего того, к чему приучены современные дети. А они – любознательны, им хочется все испытать и потрогать.

Даже в результатах исследований мозга младенцев прослеживается тенденция: ребенок остается ярко выраженным визуалом только первые 7-25 дней жизни. Как только дитя осознает, что у него есть руки и рот, ему сразу хочется познавать мир не только глазами. Эта особенность сохраняется у человека и до 12, и до 18, а у некоторых счастливчиков и до 85! Хочется все щупать, мять, пробовать на вкус, а еще ломать, взрывать, разрезать на кусочки... Подрастающему поколению хочется не только увидеть, но и узнать, как устроено боевое орудие, потрогать его, подержать в руках.

Само понятие «интерактивная экскурсия» появилось недавно, хотя такая форма проведения экскурсий использовалась ещё в 1872 году. Пионером в этой области был Государственный Политехнический музей. Именно в этом музее экскурсанты могли принять участие в проведении опытов вместе с профессорами И.М. Сеченовым, К.А. Тимирязевым и другими. Постепенно интерактивная форма стала распространяться в другие музеи.

В настоящее время практически в каждом музее есть такие формы проведения экскурсии. Конечно, не стоит перегибать палку и все экскурсии делать в режиме интерактива. Не во всех музеях будут уместны такие экскурсии. Но даже если в ходе обычной экскурсии разрешить подержать в руках какой-либо экспонат, примерить каску солдата времён Великой Отечественной войны, то в итоге дети воспримут больше информации, нежели если бы просто слушали рассказ экскурсовода.

В моей практике есть опыт проведения интерактивной экскурсии по музею без участия экскурсовода (Приложение). Гости музея делятся на группы, к каждой прикрепляется куратор из числа детей, работающих в музее. Каждая группа получает путевой лист, в котором отмечен порядок осмотра экспозиции, вопросы по разделам и лист ответов, в который необходимо вписывать ответы, полученные в ходе осмотра экспозиции. Если экскурсанты испытывают затруднения, то им оказывает помощь координатор. Такой метод имеет как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что развиваются умения самостоятельно получать знания, вычленять главное, активизируется внимание. Кроме того участники экскурсии работают в том режиме, который им удобнее. Минус в том, что ограничено время ознакомления с экспозицией. Такие экскурсии должны быть тщательно подготовлены. В настоящее время в стадии разработки подобная экскурсия по музею Боевой Славы гимназии № 7 «Сибирская».

Разработаны и проводятся интерактивные экскурсии, посвящённые блокаде Ленинграда для начальной школы (проводит 3 класс), для среднего и старшего звена (проводит 5 класс). В ходе экскурсии дети могут получить по карточкам паёк ленинградца, испытать себя в роли журналиста, написав в конце рассказа репортаж о блокадном Ленинграде и поместить его в «газете».

Интерактивный музей – это великолепная возможность приятно и с пользой провести свободное время.

Приложение

Интерактивная экскурсия по музею истории Кировского района

Автор: Забелина Л.В., учитель истории.

Цель:

– привлечь внимание подростков к истории родного края;

– развивать умения самостоятельно получать знания, используя различные источники;

– воспитывать уважение к историческому прошлому, людям, событиям.

Оборудование: экспозиция музея истории Кировского района, путевые листы с заданиями и вопросами по материалам музея, ручки.

Ход занятия

Здравствуйте! Сегодня мы совершим необычную экскурсию по музею истории Кировского района. Вы разделитесь на группы, получите путевые листы с вопросами и заданиями и с их помощью совершите путешествие в прошлое района. Ответы на поставленные вопросы вы найдёте на выставочных стендах музея.

Не забывайте, время ограничено. У вас всего 30 минут. Вам будет помогать координатор. В конце путешествия, выполнив задание, вы получаете у координатора жетон и следуете дальше по своему маршруту. В конце путешествия подводятся итоги и вас ждут призы.

Путевой лист № 1

Ваш маршрут:

Станция № 1 (Стенды на 3 этаже).

Станция № 2 (Витрина на 3 этаже и стенды у входа в музей).

Станция № 3 (Выставочный зал музея).

Координатор

Выполните задания и ответьте на вопросы

Станция № 1

1) Этот детский магазин, всеми он весьма любим.

Двери мы его открыли, всех приятно удивили.

О какой сети магазинов идёт речь?

2) Этому предприятию в 2002 году исполнилось 60 лет. Назовите его и дату выпуска первой продукции.

3) Это предприятие единственное в России выпускает оборудование для литейного производства. Назовите предприятие и его руководителя.

Станция № 2

1) Когда (год, дата) произошло разделение Кировского района на два?

2) Десять лет назад в Кировском районе была создана общественная организация. Запишите её название.

3) Кто в настоящее время является главой администрации Кировского района?

4) Когда и за что получил звание Героя Социалистического труда Багаев Николай Алексеевич? Назовите его место работы и профессию.

Станция № 3

1) Кем был подписан указ о начале строительства Транссибирской железнодорожной магистрали?

2) Как называется приспособление, которое использовали для изготовления шерстяной пряжи?

3) Датировка этого экспоната – 1897 год. Вы сможете его назвать, разгадав кроссворд. Правильный ответ прочтёте в закрашенной колонке.

1) Её называют источником знаний.

2) Именно глядя в него, нерадивые ученики любят считать ворон.

3) Новосибирск как населённый пункт.

4) Средство расчёта, изготовленное из металла или сплава.

5) Вид городского электротранспорта. Говорят, что скоро в Кировском районе появится скоростной.

Лист ответов

Станция 1

Станция 2

Станция 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела