Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Светлана Павловна Болматова,
руководитель музея МБОУ СОШ № 147
Первомайского района г. Новосибирска

Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства

Стандарты второго поколения общего образования – это согласованные требования семьи, общества и государства к результатам образования. Такое понимание стандарта делает систему образования очень гибкой, дает возможность оперативно реагировать на требования внешней среды: школа должна заниматься воспитанием детей, формировать личностные качества подрастающего поколения. В противном случае формирование этих компетенций невозможно.

Впервые за весь постсоветский период мы не просто говорим о возвращении воспитательной функции системе общего образования, но и закрепляем это в нормативных документах. Почему возникла такая необходимость? Потому что это одно из очевидных требований не только государства и общества, но и семьи.

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержании форм и методов деятельности школьного музея. Освещается широкий круг проблем совершенствования образовательного процесса, интегрированного в комплексе музейной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, аналитического мышления, индивидуализации в изучении школьной программы в тесной связи с практикой и определением профессионального интереса.

С сентября 2011 года МБОУ СОШ № 147 перешла к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

По новому стандарту предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Стандарт ориентирован, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, где на первое место ставится человек, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта будет отводиться художественно-эстетическому воспитанию обучающихся. А школьный музей – это место, посвященное наукам и искусствам, структура, которая занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания и потому некоторые программы музейного дела будут внедрены в учебный процесс.

Целью деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к духовно-нравственным ценностям прошлых поколений.

Предлагается введение программы по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России на примере русского фольклора»: воспитание нравственности, основанной на традициях русского народа, свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. В начальной школе преподавание русского фольклора может быть реализовано через изучение различных курсов, и в первую очередь, через предмет «музыка». В содержании примерной программы по курсу «Русский фольклор» в разделе «История народов Сибири» выделено то, что должен изучать ученик начальной школы о своем крае: «Родной край – частица России». Особенности труда людей родного края, профессии. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Охрана памятников истории и культуры». Тематическое планирование программы представлено в трех вариантах. В каждом из них предусматриваются часы на изучение темы «Родной край – частица Родины».

Предметные результаты освоения каждым школьником основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в том числе, и вопросы, фольклора и этнографии:

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края;

– основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

Стандарт второго поколения предусматривает активное изучение регионального компонента через внеурочную деятельность.

В музее «Русская изба» проводятся такие праздники как: «Кузьминки», «Рождественский кутейник», «Взял Ярило зиму на вилы», «Красна сказка складом, а песня ладом». Такие праздники дают возможность формировать в каждом ребенке такие качества как человеколюбие, честность, уважительное и бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.

Обращается особое внимание на различные уровни результатов внеурочной деятельности.

Первый уровень результатов – это одна из основных форм работы по программе «Русский фольклор», организация выставок работ обучающихся: из бересты, лозы, глины, соломы, лоскутов и др. материала. Для ребят это очень значимо. Они видят, что их творчеством интересуется семья, гости, учителя, родители, общественность: ТОС «100-домов», депутаты Городского и Областного Совета, ветераны ВОВ и труда, другие музеи ОУ.

Результатом второго уровня внеурочной деятельности является экспедиция. Это очень интересная и редкая для школы форма работы. Обязательно надо остановиться на более подробном описании этого опыта. Когда проходили эти экспедиции, кто являлся организатором, какие конкретно экспонаты пополнили музейный фонд, может появились редкие и интересные экспонаты и т.д. Учащиеся посещают удивительные по красоте уголки родного края, знакомятся с его историей и культурой своего народа, занимаются собирательством и обработкой собранных материалов. Учащиеся школы № 147, активисты музея, выезжали в экспедиции по Ордынскому и Чулымскому районам. В результате проведенной работы был собран уникальный материал для музея «Русская изба», который позже был выставлен в экспозиции «Мир крестьянского дома»; «В каждом посаде в своем наряде» и др.

Результатом третьего уровня внеурочной деятельности являются фестивали русского народного творчества – это исполнение русских народных песен в различных жанрах.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Совет музея «Русская изба» не раз проводил мероприятия о ветеранах школы с их участием – о Медниковой Е.Е., Бердышевой Г.Г., Ефремовой Л.И., Белоусовой Т.А. – об отличниках просвещения; Шатерниковой Н.И., Науменко Л.М. – с ветеранами труда: Земляковым И.С., Первухиным П.И., Масютиным И.Ф. – ветеранами ВОВ; отцом Александром.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела