Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Марина Леонидовна Мерзлякова,
заместитель директора по научно-методической работе, учитель музыки, истории, МХК высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 192 Кировского района г. Новосибирска

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся

Нравственный человек многое делает

ради своих друзей и ради отечества.

Аристотель

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее, увереннее, радостнее. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.

Поэтому в наши дни актуальной становится проблема того, как нам оценивать самих себя, свой внутренний мир, отношения с окружающими людьми (иными словами, проблема духовности, нравственности). Духовность – категория, определяющая богатство внутреннего мира человека, сочетается с его внутренней нравственной установкой действовать согласно своей совести и свободной воле. Важно научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

Интерес к проблемам духовно-нравственного развития в конце XX века усилился в первую очередь с развитием философии и этики ненасилия. Этику ненасилия проповедовали в свое время многие великие философы, писатели, общественные деятели: Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Н. К. Рерих, М. Ганди и другие, понимая под этим высшее выражение духовной сущности личности, уважение и признание ценности существования каждого человека.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет школа, так как именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Появляются условия для переживания конкретно-чувственного опыта, возможности соотнести собственные ценности с ценностями универсальными, среди которых право выбора, собственное мнение, свобода совести и другие.

Средняя школа № 192 является адаптивной школой, где «есть место каждому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей и способностей» [5]. Здесь, как и в других образовательных учреждениях, большое место отводится духовно-нравственному воспитанию учащихся. В 2009 году в школе была принята Программа развития, целью которой стало создание условий для духовно-нравственного развития учащихся через индивидуализацию и дифференциацию образовательного пространства. В рамках Программы действуют подпрограммы «Здоровье», «Личность и творчество», «Истоки», «Экологизация образовательного пространства».

Организуя учебную и внеурочную деятельность, педагогический коллектив стремится создать атмосферу эмоционального положительного опыта, где ребята могли бы удовлетворить свои познавательные и коммуникативные потребности, научиться принимать других людей, их мнения, имеющие такое же право на существование.

Развита сеть дополнительного образования. Работают различные творческие объединения. Среди них: вокальный ансамбль «Мелодия», экологический клуб «Эдельвейс», студия художественного творчества «Радуга», клубы интеллектуального творчества «Гном» и «Омега», школьный пресс-центр, выпускающий газету «Диамант», кружки «Хозяюшка» и «Умелые руки», различные спортивные секции. Также реализуется проект «Танцующая школа». В результате школьники учатся быть успешными, проявляют свои творческие способности, приобретают знания, умения и навыки для межличностного общения в различных сферах жизнедеятельности.

Важной организационно-педагогической формой духовно-нравственного воспитания является школьный музей. Он был основан в 1997 году и носит имя нашего земляка Николая Семеновича Симакова – руководителя русского подполья в фашистском концлагере Бухенвальд в годы Великой Отечественной войны. В 2003 году на территории школы был открыт Памятник малолетним жертвам фашизма и заложена Аллея памяти.

Школьный музей уникален. Он – единственный за Уралом музей бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Уникальны и его экспонаты. Среди них – ложка, которая была вместе с узником в Бухенвальде, платочек, переданный людьми, замученными в концлагере Дора, чудом сохранившиеся деревянные башмаки, которые носили узники. В экспозиции музея представлены такие темы, как «Начало Великой Отечественной войны», «Трагедия еврейского народа», «Это было в Бухенвальде», «Дети и война», «Наши земляки – узники фашистских концлагерей». В настоящее время проходит работа по подготовке экспозиции «История музея БМУФК имени Н. С. Симакова и общественной организации БМУФК».

В школе работает Совет музея, куда входят учащиеся 8-11-х классов. Они изучают культурно-исторические источники, готовят материалы для экскурсий, пополняют музейный фонд, проводят культурно-массовую работу среди учащихся. Члены Совета помогают в подготовке классных часов, уроков Мужества. Среди них: «День памяти Н. С. Симакова», «День Узника», «День защитника Отечества», «День Победы». Также на базе музея проводятся интегрированные уроки по различным темам, как, например, «Знакомство с историческими источниками» (5-6-е классы), «Великая Отечественная война» (9-11-е классы). Проходят просмотры и обсуждение фильмов с последующим написанием учащимися эссе (фильмы «Обыкновенный фашизм», «Мальчик в полосатой пижаме»).

Традиционными стали встречи с ветеранами. Во время таких встреч школьники больше узнают об истории своей страны, об узниках концлагерей, глубже понимают, как смогли эти люди пережить ужасы фашистской неволи.

Особыми днями в музее являются 11 февраля (День памяти Н. С. Симакова) и 11 апреля (Международный день узников фашистских концлагерей). В эти дни организуются встречи, показы документальных и художественных фильмов, концерты, выставки, уроки Мужества.

Ежегодно в школе проходит «День открытых дверей музея», на который приходят не только педагоги, учащиеся и их родители, но также и ветераны, жители микрорайона, ребята из близлежащих детских садов и школ. Члены Совета музея проводят экскурсии для посетителей, рассказывают об истории его создания. За десятилетие работы музея его посетили почти три тысячи человек. Среди них – представители школ, общественных организаций города и области.

Таблица 1. Статистика посещения музея

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Кол-во

170

200

200

505

281

200

150

150

577

309

320

Итого

3062 человека за 10 лет

 

В рамках работы музея происходит сотрудничество с различными общественными организациями, такими, как Новосибирская организация бывших малолетних узников фашизма, «Блокадники Ленинграда», «Эхо» (организацией детей погибших участников Великой Отечественной войны), Клубом фронтовых встреч «Сибирячка», «Союзом женщин Новосибирской области», организацией детей-инвалидов «Острова надежды».

В рамках деятельности Музея проходят встречи учеников с представителями Международной организации бывших узников фашизма. Ежегодно в школу приезжает немецкая делегация во главе с господином Петером Ветцелем. Проходят доверительные беседы, которые помогают ребятам вырабатывать умение общаться с людьми другой национальности, оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение к культуре разных народов. В наши дни это очень важно, так как объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений.

На протяжении ряда лет коллектив школы сотрудничает с Израильским Культурным Центром при Посольстве Государства Израиль. Представители центра помогают в пополнении экспозиции: предоставляют различную литературу, методические пособия по теме Холокоста и истории государства Израиль. Участие в мероприятиях Центра помогает школьникам более успешно общаться с людьми разных национальностей, ближе узнавать их историю, обычаи и традиции. Примером такого взаимодействия стало уже традиционным участие наших ребят в Дне Памяти Катастрофы еврейского народа. Такая тема, как Холокост, никого не оставляет равнодушным. Когда соприкасаешься с этим, искренне понимаешь, как важно жить в мире с другими людьми. Потому что действительно не бывает геноцида против одного народа, он всегда против всех. После таких встреч дети становятся взрослее и мудрей.

На основе материалов музея ведется исследовательская работа, в процессе которой учащиеся приобретают много практических навыков. Это и навыки поисковой деятельности, умение описывать и классифицировать исторические источники, работа с архивными документами. Итогом работы является участие в научно-практических конференциях. Так, в 2008 году на конференции НОУ «Сибирь» были представлены две работы, получившие диплом участника. Это – «Жизнь и подвиг Н. С. Симакова» и «Это было в Бухенвальде». В 2010 г. работа «Дети войны: жизнь за колючей проволокой и после» получила диплом лауреата в секции музеологии.

В школьном музее хранятся книги, в которых собраны воспоминания бывших малолетних узников, а также их биографии. В подготовке материалов одной из книг принимали участие наши ученики. Она называется «Пока мы живы, надо помнить…». Ее четвертая глава посвящена школьному музею.

В настоящее время создается сайт нашего школьного музея, где педагоги, учащиеся, родители могут поделиться своими впечатлениями о работе музея. Уже получено немало добрых отзывов. Одна из выпускниц написала так: «В отличие от своих сверстников я вижу больше и глубже. И становится ясно, что это здорово, когда светит солнце, а мир такой многоцветный!» (Прохорова Анна, выпускница 2009 г.) [4, с. 125].

За прошедшие годы работы музея имени Н. С. Симакова через него прошли несколько тысяч человек. Для них эта деятельность не осталась бесследной. Школьники стали более инициативными, коммуникабельными, а самое главное, научились сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и благодарными.

 

Список использованной литературы

1.    Войной расстрелянное детство. Новосибирск: Наука, 2005.

2.    Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник – №6. М., 2002.

3.    Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.

4.    Пока мы живы, надо помнить… Новосибирск, 2009.

5.    http://www.s_192.edu54.ru/ 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела