Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Наталья Викторовна Юдина,
руководитель художественного отдела
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска

Елена Николаевна Никиткова,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский» г. Новосибирска

Здоровьесберегающий подход в работе Образцового ансамбля танца «Зоренька» Центра внешкольной работы «Пашинский»

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является основой его полноценного развития. К сожалению, сегодня забота о здоровье детей отходит на второй план в связи с тем, что происходит значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Хореография – один из важнейших видов искусства. И, конечно, занятия хореографией способствуют укреплению здоровья и физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей при условии правильно организованного учебно-воспитательного процесса.

Образцовый ансамбль танца «Зоренька» уже более 16 лет обучает ребят разным направлениям хореографии, из них 11 лет в составе творческих объединений МБОУ ДОД «ЦВР «Пашинский». В ансамбль принимаются дети без специального отбора, с различными типами строения, включая и детей с наличием особых потребностей в укреплении здоровья. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются педагоги ансамбля на протяжении последних лет – это различные нарушения осанки воспитанников. Именно поэтому в процессе учебных занятий большое значение уделяется правильной постановке корпуса, рук, ног, головы, укреплению суставно-связочного аппарата, развитию силы, ловкости, эластичности мышц, овладению танцевальной техникой.

По последним данным, внутренней причиной возникновения сколиоза у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести. Ведь неправильная осанка, «плохая» походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для подержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц (партерный экзерсис, классический).

Так, упражнения партерного экзерсиса, используемого на занятиях коллектива, способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, внутренней группы мышц бедер, а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном итоге способствует развитию физических данных для занятий хореографией, а именно шага, выворотности, подъема и гибкости.

Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами.

Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.

Активные упражнения партерного экзерсиса, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, доводят до автоматизма привычку к правильному, рациональному положению тела в пространстве.

Занятия классической хореографией – это основа и хороший фундамент для изучения любых танцевальных направлений. Специфической особенностью занятий классической хореографией является медленное поступательное вовлечение в физическую нагрузку всех мышц организма. Это приводит к улучшению осанки и координации, гармонизации работы всего организма. Физическая нагрузка не сопровождается перегруженностью организма, сочетается с эстетическим удовольствием, приводит к улучшению здоровья и общего состояния организма. Благодаря определенным законам классического танца – выворотности ног, крепкой спине, координации движений, определенной работе головы и рук, воспитанники способны выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности.

Все эти законы впитываются на занятиях классического танца, который состоит из 2-х частей: упражнения у станка (экзерсис), направленные на гармоничное развитие тела детей. Те же упражнения в танцевальном варианте переносятся на середину зала, затем идут упражнения прыжкового характера, упражнения – вращения, упражнения на растяжку и гибкость.

Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности учащегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Все упражнения на занятиях исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование четкой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности.

На родительских собраниях уделяется большое внимание теме: «Правильная осанка – залог здоровья», где рассказываем родителям о необходимости развития потребностей у ребёнка следить за своей осанкой, знакомим с основными факторами, способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки учащихся.

Благодаря упорной целенаправленной работе над комплексом упражнений, направленных на воспитание правильной осанки и укрепление мышц туловища, у обучающихся наблюдаются изменения с положительной динамикой.

Результаты оздоровительной работы отслеживаются и в постановочных работах коллектива, которые ежегодно обновляются.

В течение нескольких лет были поставлены самые разные хореографические постановки, которые были удостоены Всероссийских и Международных наград: «Белорусские сапожки», «Испанский танец», «Цыганский танец», «Казачий пляс»; «Звонари», «Сибирская ярмарка», «Махонька», «Сибирские топотушки», «Зимние гадания», манерная кадриль «Дымковская игрушка», мужской перепляс «Чехарда», «Золотая хохлома».

Ансамбль танца «Зоренька» является одним из ярких коллективов нашего Центра, микрорайона Пашино, города Новосибирска. Он активный участник районных, городских, областных мероприятий.

Высокое исполнительское мастерство, яркий актерский талант юных артистов, художественная завершенность каждого танца, многоцветная палитра костюмов и богатство музыкального сопровождения – вот составные части успеха ансамбля.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 452)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
2. Здоровьесберегающий подход в работе Образцового ансамбля танца «Зоренька» Центра внешкольной работы «Пашинский»