Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Дополнительное образование – это школа чудес…»

Кто не знает Дом детского творчества им. В. Дубинина в Ленинском районе? Сюда ходили наши мамы и бабушки, сюда ходят наши дети и внуки. Ни одно поколение новосибирцев училось петь, танцевать, заниматься спортом и живописью в стенах этого здания. Раньше он назывался Домом пионеров и был основан в 1945 году.

Сегодня – это крупнейшее учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска, лауреат I Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в номинации «ДОМ». Педагогический коллектив – 119 талантливых и высокопрофессиональных педагогов. Возглавляет коллектив Дома творчества Отличник народного просвещения Третьякова Любовь Васильевна. Она была единственным делегатом от Новосибирска на Всероссийской конференции, посвященной юбилею дополнительного образования в России.

О чем шла речь на Всероссийском форуме, о перспективах развития дополнительного образования, его роли в обществе, целях и задачах дополнительного образования мы поговорили с директором Дома детского творчества им. В. Дубинина Третьяковой Любовью Васильевной.

– Вы принимали участие во Всероссийской конференции, посвященной 95-летию создания системы дополнительного образования в России. О чем там шла речь? Какие пути развития дополнительного образования детей видит руководство нашей страны?

– Да, действительно, мне посчастливилось в начале декабря 2013 года участвовать во Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей, посвящённой этой дате. Большое количество участников конференции (свыше 500 человек из более чем 70 регионов Российской Федерации) в очередной раз продемонстрировало высокую степень заинтересованности всех: и практических работников, и представителей науки, и руководителей органов образования, и представителей Профсоюза – в решении накопившихся проблем в системе дополнительного образования детей, и, прежде всего, проблемы обеспечения государственных гарантий поддержки развития этой системы. Именно с этого начал свое выступление А.Э. Страдзе, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ. «…Россия сегодня одна из немногих стран, в которых обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Это наше огромное конкурентное преимущество, потому что во многих странах, даже развитых, такая система только создается». Министерством образования подготовлен ряд документов, которые определяют дальнейшее развитие дополнительного образования у нас в стране. Прежде всего, конечно же, это проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Я надеюсь, что в ближайшее время он будет принят. Каким видится дополнительное образование детей в этом документе? Остановлюсь лишь на некоторых моментах:

1. Основой дополнительного образования являются дополнительные образовательные программы, которые реализуются не только в учреждениях дополнительного образования, но и в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального и высшего образования. К нашему сожалению, в проекте программы не выделяется некая особая роль учреждений дополнительного образования детей, наоборот, подчеркивается интеграционный и межведомственный характер дополнительного образования. Это и понятно, только используя все ресурсы можно решить поставленную Президентом задачу: увеличить число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70-75%.

2. В проекте программы определены приоритетные направления дополнительного образования: это программы, направленные на выявление одаренных детей, программы, ориентированные на детей, требующих особого внимания государства и общества, программы предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации старшеклассников, программы исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся.

3. В проекте программы предлагается многоканальное финансирование дополнительного образования детей: государственное (муниципальное) задание, конкурсное финансирование в рамках целевых программ, грантовая поддержка, родительская плата за услуги дополнительного образования, адресная поддержка особых категорий детей и др.

– Что изменилось в системе дополнительного образования со вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ»?

– Вторая половина 2013 года, которая как раз совпала с вступлением в силу нового Федерального Закона «Об образовании», для городской системы дополнительного образования стала в некотором смысле переломной: те нормативно-правовые документы, которые были приняты в этом году (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам), те мероприятия, которые были проведены (зональные форумы, Всероссийская конференция, повышение заработной платы педагогическим работникам наших учреждений), способствуют выработке более оптимистического взгляда на будущее дополнительного образования детей.

– Российскую систему дополнительного образования часто называют уникальной. Говорят, ни в одной другой стране мира нет такого количества разнообразных кружков, спортивных секций и других бесплатных учреждений для школьников. Это действительно так?

– Я думаю, что да. Другое дело, уникальность системы не только в многообразии объединений по интересам, а скорее в его особенностях: неформальном, практико-ориентированном характере, в личностной включенности учащегося, что позволяет достигать такого образовательного результата, в котором объединены возможности и обучения, и воспитания, и развития ребенка. На конференции уникальность системы прозвучала еще и в другом аспекте, который озвучил С.Г. Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Он определил дополнительное образование уникальной системой по сложности. Сложность проявляется абсолютно во всем: в повышении охвата учащихся программами дополнительного образования, в нормативах и показателях эффективности, в заработной плате педагогических работников, в балансе полномочий, обязательств и ресурсов и т.д. Поэтому ни в коем случае к системе дополнительного образования нельзя подходить с мерками общеобразовательных учреждений. Необходимо выработать новое видение дополнительного образования, так как «дополнительное образование не может оставаться заповедником в системе общего образования, где действуют другие механизмы».

– Как вы считаете, насколько сегодня новосибирским школьникам нужны учреждения системы дополнительного образования? Оправдывают ли они себя в современных реалиях жизни?

– Я считаю, что учреждения дополнительного образования детей не просто нужны, а необходимы. И чем больше, тем лучше: многопрофильных, однопрофильных, негосударственных, принадлежащих к разным ведомствам. Именно в наших учреждениях сконцентрированы специалисты дополнительного образования, созданы условия для развития различных творческих направлений, что предполагает в большинстве случаев более высокий уровень организации познавательно-творческой деятельности. Кроме этого, занятия дополнительным образованием за пределами общеобразовательного учреждения снимают психологическую напряженность, дают возможность ребенку обновить среду своего общения. В наших учреждениях существует необыкновенная атмосфера, которая так привлекает детей и их родителей. Ведь основной принцип дополнительного образования – добровольность, и если ребенку или родителям некомфортно в учреждении, то их не заставишь заниматься в творческом объединении. Мне очень понравилось выступление на конференции А.Г. Асмолова, который назвал дополнительное образование школой чудес, и предрек гибель дополнительному образованию, если оно будет поглощено школой.

– Взрослый человек, получая дополнительное образование, как правило, стремится приобрести какой-то конкретный навык, необходимый для работы или жизни. Зачем на занятия идет ребенок? Что дополнительное образование может дать детям, кроме, непосредственно, навыка?

– Все наши образовательные программы направлены как раз не на формирование какого-то определенного навыка, а на развитие способностей ребенка. Ребенок, приходя в наше учреждение, с раннего возраста добровольно выбирает творческое направление и образовательную программу, вместе с педагогом составляет индивидуальный образовательный маршрут, тем самым у ребенка расширяется возможность коммуникативного выбора, формируется гибкость мышления, а это, в свою очередь, воспитывает человека, способного принимать нестандартные решения, самостоятельно планировать свою жизнь, делать ее более интересной, в конечном счете, занимать активную жизненную позицию.

– Как педагоги приходят в дополнительное образование? Из институтов? Школ? Откуда «пришли» Вы?

– Какие бы изменения не происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог. К сожалению, система дополнительного образования детей, также как и в целом система образования, испытывает явный дефицит педагогов, профессионально подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Молодых педагогов, творческих, инициативных, в наши учреждения приходит все меньше и меньше. Тем не менее, педагогические коллективы достаточно стабильны. Более 70% педагогов имеют высшую и первую категорию, в нашем коллективе работает 5 кандидатов и 1 доктор наук. Есть среди педагогов и те, для которых их увлечение стало профессией. Например, Анатолий Алексеевич Скробот, выпускник НЭТИ, уже 20 лет работает педагогом дополнительного образования, руководит студией бального танца, является лауреатом первого всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Ну а самый беспроигрышный вариант – это когда к нам приходят работать наши выпускники. Сегодня их у нас 11 человек.

Сама я в детстве тоже была воспитанницей тогда еще Дома пионеров им. В. Дубинина. После окончания исторического факультета педагогического института по распределению работала в Коченевской школе учителем истории и старшей пионерской вожатой, а с 1983 года работаю в Доме творчества. Начинала как методист по краеведческой работе (моя вторая специальность по диплому – методист воспитательной работы), затем заведующая методическим отделом, заместитель директора по научно-методической работе и вот уже четвертый год – директор.

– Расскажите о Доме творчества имени В. Дубинина: его судьбе, истории, современном состоянии, перспективах…

– В 2015 году нашему учреждению исполнится 70 лет. Мы – ровесники Победы. В настоящее время в Доме творчества занимаются 5 210 детей и подростков от 4 до 18 лет, которые обучаются по 57 образовательным программам восьми направленностей: художественная, научно-техническая, спортивно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная и социально-педагогическая. Всего в учреждении реализуется 48 направлений творческой деятельности на 22 образовательных площадках Ленинского района г. Новосибирска.

Мы, как многопрофильное учреждение дополнительного образования, пытаемся сохранять баланс в направлениях творческой деятельности. У нас есть замечательные коллективы художественной направленности, такие как вокально-хоровая студия «Радость», ансамбль классического танца «Пленительные ритмы», театральная студия «Сказка». Это три наших образцовых коллектива. Мы горды тем, что двое наших учащихся будут представлять Новосибирскую область в сводном хоре России на закрытии Олимпиады.

В нашем Доме творчества сохранились дополнительные образовательные программы по техническому творчеству, которые направлены на развитие исследовательских, конструкторских способностей учащихся, формирование интереса к рабочим и инженерным профессиям, наиболее востребованным сегодня на рынке труда. Двое ребят из судомодельной лаборатории «Юные корабелы» по итогам 2013 года стали обладателями премии Губернатора Новосибирской области. Более 15 лет мы развиваем в своем учреждении археологию, спелеологию, экологию. Туристическому клубу «Ирбис», широко известному у нас в области, в этом году исполняется 30 лет. У нас есть спортивная аэробика, и три наши ученицы в составе сборной России в декабре 2013 года стали чемпионками Европы.

О достижениях наших детей можно рассказывать бесконечно. Самое главное, что мы все: и педагоги, и ребята, и родители – очень любим свой Дом творчества, гордимся им и надеемся на прекрасные перспективы дополнительного образования у нас в стране.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)