Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Людмила Дмитриевна Шуликова,
руководитель структурного подразделения ДДТ «Первомайский» г.Новосибирска

40 лет свои сердца мы отдаем детям

Дом детского творчества «Первомайский» является важным звеном в образовательно-воспитательном пространстве Первомайского района.

Творческие объединения ДДТ посещает 2803 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет. Занятия проводятся не только в Доме творчества, но и на базе общеобразовательных учреждений района – школ №№ 140, 142, 146, 147 и технического лицея № 128.

Разноуровневые программы реализуются по 6 направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, естественно-научная, техническая, социально-педагогическая. Всего 33 программы.

Одной из особенностей нашего Дома творчества является то, что здесь реализуются интегрированные и комплексные программы, которые позволяют наиболее полно удовлетворить потребности детей в дополнительном образовании. По интегрированным программам работают: изостудия «Этюд», хореографическая школа «Арабески», вокальная студия «Островок счастья», Образцовая цирковая студия «Верные друзья». По комплексным программам – дошкольное объединение «Радость» и школа эстетического развития «Начало».

В учреждении разработана и реализуется система непрерывного дополнительного образования, исходя из особенностей развития личности в условиях определённого возрастного периода. Система состоит из 4 уровней.

1 уровень – на этапе дошкольного образования. Цель: обеспечение комфортного вхождения детей в образовательную среду учреждения, выявление задатков детей. Школа раннего развития детей «Радость».

2 уровень – на этапе начального образования – помощь в освоении позиции ученика: включение в различные творческие объединения, развитие задатков и наклонностей детей. Это школа эстетического развития «Начало».

3 уровень – на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных творческих сферах деятельности и приобретения опыта их решения. Это работа в творческих объединениях по 6 направленностям.

4 уровень – на этапе среднего полного общего образования. Это сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной подготовки. Это объединение журналистики «Золотое перо», изостудия «Этюд», объединение радиоэлектроники «Кибер», Образцовая цирковая студия «Верные друзья».

Вся система непрерывного дополнительного образования в ДДТ является открытой. Вхождение ребят на любом этапе возможно, но согласно его уровня развития. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, педагогические работники, родители (законные представители).

К настоящему времени в ДДТ «Первомайский» накоплен большой опыт работы по организации дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся школ Первомайского района города Новосибирска. Мы постарались обобщить и выстроить его в контексте наиболее актуальных проблем, что позволило нам более четко структурировать воспитательно-образовательное пространство и представить модель, которая имеет трехкомпонентную структуру.

Первый компонент реализуемой модели предполагает организацию внеурочной деятельности школьников в рамках реализации проекта «Сетевое партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС». Суть проекта – это работа по дополнительным образовательным программам непосредственно в школах и работа по комплексной образовательной программе в школе эстетического развития «Начало» на базе ДДТ.

Второй компонент реализуемой модели предполагает реализацию дополнительных образовательных программ в творческих объединениях на базе ДДТ по шести направленностям.

Третий компонент реализуемой модели: организация и проведение районных массовых мероприятий с участием школ Первомайского района.

Данный вид деятельности, имеющий приоритетную воспитательную направленность, проводится ДДТ с сохранением многолетних традиций Первомайского района и позволяет осуществить личностно-ориентированный подход при одновременной массовости проводимых воспитательных мероприятий, позволяет стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах социализации детей, подростков, старшеклассников.

Реализует эту деятельность культурно-досуговый отдел, который организует массовые мероприятия в Доме творчества, в Первомайском районе, а также проводит мероприятия на уровне города. Кроме того, культурно-досуговый отдел является организатором концертной деятельности творческих коллективов. Так, только за 2012-2013 учебный год было проведено более 100 концертов на различных площадках района и города, на которых присутствовало более 6000 зрителей. Например: «Пусть будет теплой осень жизни» – для ветеранов вагонного депо; районный праздник, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана «Листая памяти страницы»; День защиты детей, День знаний, Митинг у Монумента славы 9 мая, День города, Праздничное мероприятие, посвященное 80-летию родного Первомайского района и др. Очень большой популярностью среди младших школьников пользуется абонемент «Годовичок» – тематические досуговые мероприятия для детей. Культурно-досуговый отдел является методическим центром по разработке сценариев проведения массовых мероприятий в районе.

Одним из важных разделов деятельности Дома детского творчества является организация каникулярного времени детей Первомайского района. Летний лагерь «Маяк» с дневным пребыванием детей пользуется большой популярностью. Ежегодно в нем отдыхает 60 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Цель – создание воспитательно-образовательного пространства для творческого развития и самореализации детей. Цели и задачи смены решаются через реализацию творческой ролевой игры. Ролевые игры по своей психологической сущности особенно эффективно влияют на духовное и нравственное развитие личности ребенка. Работа в лагере ведется по следующим направлениям: художественно-эстетическое воспитание, укрепление здоровья, патриотическое воспитание, экологическое воспитание. Анкетирование по окончанию сезона показало – 100% детей с большим желанием посещали лагерь. А это значит, что атмосфера в лагере была комфортной, царило взаимоуважение между детьми и взрослыми.

Работает с детьми высокопрофессиональный педагогический коллектив – 54% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 23% – первую, 12% – вторую категорию. Среди них 1 педагог награжден орденом «Знак Почета», 2 человека имеют звание «Почетный работник общего образования РФ, 2 человека – знак Министерства культуры «За отличную работу». 3 педагога награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Но главное, чем гордится Дом творчества – это достижения воспитанников. За 2012-2013 учебный год воспитанниками творческих коллективов было завоевано 135 дипломов, из них 4 лауреата Международных конкурсов, 26 Всероссийских, 5 региональных, 17 областных, 48 городских.

Перед дополнительным образованием в свете реализации нового закона «Об образовании» стоят большие задачи. Наше учреждение видит решение этих задач в расширении сети партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, спорта, ведомственными и коммерческими организациями Первомайского района.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее