Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Валентина Евгеньевна Михалева,
педагог-психолог ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности

Современный мир постоянно находится в движении. Все совершенствуется и обновляется. На смену старым методам и формам работы с детьми и педагогами приходят новые. В соответствии с новыми подходами к образовательному процессу меняется и работа психологической службы. Создаются новые приемы и методы, меняется формат проводимых мероприятий, появляются новые техники.

Такая форма психологической работы, как «Неделя психологии», является одной из новых форм работы психологической службы в системе дополнительного образования. В 2011 году Психологической службой ЦДО «Алые паруса» Неделя психологии была апробирована как форма организации работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. И сегодня Недели психологии стали уже доброй традицией в ЦДО «Алые паруса». В основе Недель психологии 2011-2013 годов лежат идеи и методические разработки, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, психоэмоциональному состоянию педагогов и родителей, синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) специалистов, работающих в системе «человек-человек», и направленные на повышение уровня психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Целью Недели психологии является мотивация к развитию личности и освоение новых психологических техник и методик. Развитие личности подразумевает изменение количественных и качественных свойств личности, её мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей и психических процессов. Цель реализуется через решение развивающих (развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности всех участников образовательного процесса; умения правильно и грамотно планировать свое время; стремлений обучающихся, педагогов и родителей к самопознанию и саморазвитию); коррекционных (формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества; формирование чувства единения у обучающихся; повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса); диагностических (диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов и административного аппарата; диагностика удовлетворенности образовательными услугами обучающихся и их родителей); просветительских и психопрофилактических задач (профилактика синдрома эмоционального выгорания; расширение знаний о психологии всех участников образовательного процесса, о ее роли и месте в жизни человека; стимулирование интереса к психологическим мероприятия в ЦДО «Алые паруса»; повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса для обеспечения комфортной образовательной среды).

Принципы Недели психологии:

  • комплексность – мероприятия Недели психологии должны охватывать всех участников образовательного процесса;
  • последовательность – каждый день или мероприятие должны плавно перетекать в следующие;
  • доступность – запланированные события должны соответствовать уровню компетентности и возрастным особенностям Слушателей
  • активность и сознательность – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить развлекательный  характер.

По итогам двух Недель психологии за период 2011-2013 года было проведено 11 мероприятий, в которых приняло участие 213 человек. К самым значимым мероприятиям Недель психологии можно отнести следующие мероприятия.

Занятия в студии раннего развития на тему «Фольклорная арт-терапия в работе с дошкольниками», целью которых было удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое и учитывать мнение других, проявлять активность. Отметив положительный результат данных занятий, в программу работы школы раннего развития был введен предмет «Основы русской традиционной культуры».

Тренинг для педагогов дополнительного образования и сотрудников центра «Техники вежливого отказа», целью которого являлось знакомство с техниками вежливого отказа, ведь умение отказывать – одно из самых важнейших умений у человека. Педагоги и сотрудники познакомились с основными техниками, применили их на практике в работе в парах, а также познакомились с десятью ассертивными правами человека, разработанными американскими психологами.

Самым массовым и запоминающимся, для большинства участников, был интенсивный творческий тренинг «Карта желаний. Работа в технике коллаж», в котором приняли участие 26 человек. И каждый ушел с улыбкой на лице и мечтами.

Самым ароматным и красочным мероприятием был мастер-класс, проведенный совместно с педагогом дополнительного образования Анной Поповой по мыловарению. Его целью было снятие психоэмоционального напряжения средствами художественного творчества.

Также в рамках первой Недели психологии, организованной в феврале 2011 года, было проведено комплексное тестирование педагогов и сотрудников на выявление уровня эмоционального выгорания. В работе были использованы: методика диагностики профессионального выгорания (MBI), авторами которой являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон, и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Д.Я. Райгородского. По итогам диагностики было принято решение провести экспериментальное исследование на тему «Влияние занятий по фольклорной арт-терапии на эффективность профилактики эмоционального выгорания специалистов».

Исследование проводилось в период с ноября 2011 г. по март 2012 г. Мы предполагали, что занятия по фольклорной арт-терапии могут являться эффективным средством снижения уровня эмоционального выгорания специалистов, работающих в сфере «человек-человек» (педагогических работников ЦДО «Алые паруса»).

Экспериментальная часть работы включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента было проведено тестирование педагогов и сотрудников ЦДО «Алые паруса» и сформирована экспериментальная группа из 13 человек в возрасте 23-52 лет. Формирующий эксперимент включает в себя разработанную нами программу тренинга, состоящую из двенадцати занятий продолжительностью 90 минут каждое. Целью данного тренинга является создание условий, способствующих профилактике эмоционального выгорания педагогов. В ходе реализации программы занятий прорабатывались следующие аспекты: развитие доверия к окружающим людям, освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии, обучение способам принятия ответственных решений. По результатам апробации комплекса занятий по фольклорной арт-терапии, направленного на снижение эмоционального выгорания педагогов, нами было проведено тестирование в контрольной и экспериментальной группе. В целях получения более достоверных результатов исследования мы использовали математические методы обработки и анализа данных. Для подтверждения выдвинутой гипотезы (занятия по фольклорной арт-терапии могут являться эффективным средством снижения уровня эмоционального выгорания специалистов) мы применили непараметрические критерии Т – критерии Вилкоксона (для зависимых выборок) и U – Манна-Уитни (для независимых выборок). Исходя из полученных данных, мы видим следующую зависимость: в результате проведения групповых занятий выраженность эмоционального выгорания и его последствий понизилась, а также, учитывая данные статистической обработки, можно сделать вывод о том, что формирующий эксперимент явился результативным, и фольклорная арт-терапия является эффективным средством профилактики эмоционального выгорания специалистов.

Результатами Недели психологии можно считать пропаганду новых психологических знаний; знакомство с новыми формами работы психологической службы; освоение современных психологических техник и методик; профилактику эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования и сотрудников ЦДО «Алые паруса»; проведение экспериментального исследования по выявлению влияния занятий по фольклорной арт-терапии на уровень эмоционального выгорания специалистов.

В заключении давайте вспомним слова великого педагога Адольфа Дистервега о том, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены, всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным развитием». А следующая Неделя психологии будет проходить в ЦДО «Алые паруса» в феврале 2014 года. Приглашаем всех желающих принять в ней участие.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее