Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Ульяна Сергеевна Черных,
методист ЦДТ «Содружество» Калининского района г. Новосибирска

Инновационные формы работы с одарёнными детьми

Интеллектуальные игры уже давно являются популярной и востребованной формой работы с детской и молодёжной аудиторией в образовательном пространстве и системе организации досуга как высокоэффективное средство воспитания и всестороннего развития личности. Тем более, если речь идёт о так называемых одарённых детях, детях с повышенной познавательной активностью, стремлением проявлять и реализовывать свою эрудицию и когнитивные способности.

Следует отметить, что проблема социальной адаптации и интеграции интеллектуально одаренных детей и молодёжи в современном российском обществе всё ещё стоит достаточно остро. Поэтому интеллектуальные игры как инструмент социализации актуальны и востребованы этой аудиторией. Ведь интеллектуальные игры – это особая организационно-педагогическая форма работы с детьми, которая позволяет взрослому и ребенку заниматься не только познавательно-творческой деятельностью, но и прививает ребятам навыки общения, творческого сотрудничества, социального взаимодействия. Клубы интеллектуальных игр и турнирные сообщества знатоков становятся для их участников референтной группой. Таким образом, участие в интеллектуальных турнирах помогает ребёнку приобрести социальный статус, способствует его самоутверждению и формированию у него положительной самооценки.

Договоримся рассматривать интеллектуальные игры не в качестве вспомогательного обучающего, воспитательного или развлекательного средства, а как самоценное, самобытное явление, несущее в себе широкие возможности интеллектуального и эмоционального обогащения, саморазвития и самореализации подрастающего поколения. Ведь только в такой форме подачи они остаются интересными и нужными детской и молодёжной аудитории, отличными от «скучных викторин», с которыми, к сожалению, у многих ассоциируются.

Интеллектуальные турниры являются гибкой формой педагогической работы с аудиторией. В настоящее время накоплено много ценного методического и практического материала, а перед организаторами и создателями интеллектуальных проектов открыт необъятный простор для творчества и новых находок.

Чтобы не терять актуальности для целевой аудитории, организаторам необходимо отыскать золотую середину: сохраняя традиционные формы и виды игр (например, такая классика, как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» давно зарекомендовали себя и не теряют привлекательности), вносить определенные изменения в содержание и форму подачи материла, вводить новые, актуальные для молодёжи виды игр (например, медиаигры, акцент в которых делается на интересную, зрелищную форму представления игрового материала, его визуализацию и аудиализацию). Главное и, на мой взгляд, непременное условие введения любых инновационных форм – это сохранение основных принципов интеллектуальных игр. Это, прежде всего, опора и ориентация на развитие эрудиции и логики игроков, развитие мышления, эмоциональной сферы и коммуникативных умений участников. При этом важно сделать так, чтобы эта пресловутая эрудиция участвовала в игре не как мёртвый багаж знаний, чтобы участники смогли актуализировать имеющиеся знания в новой, нестандартной, увлекательной игровой ситуации. С другой стороны – яркие эмоции, полученные от игры, будут способствовать приобретению и закреплению знаний, умений и навыков, полученных в ходе игры (причём это касается не только расширения кругозора, но и расширения сферы коммуникативных умений, навыков сотрудничества и т.д.).

ЦДТ «Содружество» системно проводит интеллектуальные турниры для школьников всех возрастных групп с 2002 года. Мы стараемся не стоять на месте, следим за актуальными изменениями в сфере организации интеллектуальных игр, постоянно пополняем игровой материал соревнований новыми, интересными формами. Некоторые из них успешно приживаются и становятся традиционными мероприятиями в районе.

Надеемся, таким мероприятием станет и «Калининский квест», который мы успешно провели в сентябре 2013 года для старшеклассников Калининского района.

Что же это такое? Городской квест или городское ориентирование – это своеобразный вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и получивший широкое распространение в начале XXI века. Целью участников соревнований является поиск и достижение за кратчайшее время заданных организаторами контрольных пунктов. В отличие от классического спортивного, городское ориентирование располагает несколькими способами задания контрольных пунктов. Это могут быть адреса, местные названия и ориентиры, присущие городскому ландшафту, условные схемы и фотографии, комбинированные описания и городские загадки. Остальные правила уже оговариваются в зависимости от самого соревнования. (Определение и описание дано из Википедиии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4..).

Подобные игры давно завоевали популярность и обычно пользуются большим успехом у публики. Поэтому они часто используются для проведения развлекательного и познавательного досуга (чаще всего коммерческого), а также для организации корпоративных мероприятий, ведь совместные приключения, поиск и решение сложных задач, азарт соревнования и радость открытий сплачивают и объединяют участников.

Самые известные игровые проекты в России – это «Дозор», «Энкаунтер», «Бегущий город». Существует много разновидностей подобных игр: ночное ориентирование, автоквесты (участники передвигаются на автомобилях), фотоквесты и фотоэкстрим (участникам необходимо не только найти объект, но и сделать его фотографию, иногда весьма необычную), мокрые войны, фото- и видеоохота, вэб-квесты (зашифрованные объекты нужно найти при помощи Интернета).

Регулярно проводятся квесты и соревнования по городскому ориентированию и в Новосибирске, их организаторами в том числе являются образовательные и культурные учреждения города, центры работы с молодёжью.

Спектр применения подобных игр очень широк, ведь они могут легко видоизменяться и «подстраиваться» под конкретные условия и цели организаторов, «разворачиваться» в сторону практически любой темы.

Кроме всего прочего, эти игры интересны и ценны тем, что таят в себе большой воспитательный и образовательный потенциал. Ведь подобные мероприятия позволяют в ненавязчивой, увлекательной и необычной форме реализовывать педагогические проекты различной направленности или просто организовать интеллектуальный и одновременно подвижный досуг.

В образовательной среде такие игры могут использоваться для проверки и закрепления знаний практически по всем предметам общеобразовательной программы или программы дополнительного образования, для расширения общего кругозора.

Они создают прекрасные условия для формирования внимательного, бережного отношения к тому месту, где живёт или учится ребёнок, способствуют формированию и проявлению навыков работы в команде, взаимодействия, взаимовыручки, эффективно работают на знакомство и сплочение коллектива. Их можно использовать для знакомства аудитории с историей и достопримечательностями города, района, улицы, они могут быть приурочены ко дню открытых дверей в образовательном учреждении, организовываться в рамках корпоративных мероприятий для педагогического коллектива, как досуговое мероприятие в классе или творческом объединении, форма музейной экскурсии и т.д., и т.п.

Такие программы можно проводить в различных условиях: на улицах, в помещениях, в условиях походов, отдыха на природе и др.

Использование электронных средств связи, современных коммуникаций и гаджетов здесь не только не мешает игре, а напротив гармонично встраивается в неё, что делает эти мероприятия ещё более привлекательными для современной молодёжи. Участники получают возможность проявить свои поисковые способности не только в условиях городских улиц, но и на просторах виртуального информационного мира.

Остаётся сказать, что Калининский квест «Что скрывает Богданка?» состоялся 30 сентября 2013 года. Такую форму игры наш Центр детского творчества проводил впервые. Мы решили приурочить эту игровую программу ко дню рождения Калининского района, который в этом году отпраздновал своё тридцатитрёхлетие, ведь подобные игры создают прекрасные условия для привлечения внимания к истории и достопримечательностям родного края, пробуждения любви и эмоционально-ценностного отношения к нему.

Мы считаем, что такой проект имеет хорошие перспективы развития и приглашаем присоединяться к нашим играм педагогов ЦДТ и их творческие объединения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее