Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Елена Владимировна Чувашова,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Галактика»
г. Новосибирска

Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста

Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Дополнительное образование детей способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей, интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

Значительным достижением последнего времени стала разработка разнообразных форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями детей раннего возраста, не посещающими дошкольные учреждения. Совместная деятельность близких взрослых и педагогов помогает подготовить ребенка к поступлению в образовательное учреждение, адаптироваться к пребыванию в детском саду, а также помогает родителям в воспитании ребенка, создании условий для его развития.

Основная задача, которая стоит перед педагогом студии раннего развития «Тропинка к школе» заключается в том, чтобы помочь ребенку познать окружающий мир в его многообразии; освоить эталоны предметного мира (цвет, форма, размер, величина и т.д.); нормы и правила взаимоотношений не только со сверстниками, но и с новыми взрослыми; а также стать знающим и умеющим практически во всех видах детской деятельности.

Для того чтобы в студии «Тропинка к школе» дети чувствовали себя максимально комфортно и стремились к развитию, мы строим занятия с учетом возраста ребенка, особенностей его развития и возможностей в данном возрастном периоде. Развивающие занятия построены в игровой форме, с возможностью частой смены деятельности, что позволяет заниматься продолжительное время без перегрузок. Мы стараемся делать занятия максимально эмоционально насыщенными и разнообразными по своему содержанию.

За многие годы работы с дошкольниками педагоги студии разработали и адаптировали систему комплексных занятий, объединенных одним тематическим содержанием: «В гостях у сказки», «Времена года», «Космическое путешествие» и другие. Сказочный или игровой сюжет придает занятиям увлекательную форму, развивает воображение, дает простор для фантазии. Такая форма позволила нам структурировать содержание занятий по смыслу, а не по формальному чередованию основных видов детской деятельности, позволила раскрыть основную тему через различные виды детской деятельности.

Данная форма работы интересна детям, так как ребенок на одном занятии может познакомиться с каким-либо понятием (получить знания). Затем это понятие обыгрывается в различных ситуациях – через игры, упражнения, в рисунках, на музыкальных занятиях, т.е. ребенок приобретает определенные умения. В конце каждого занятия педагог предлагает ребенку реализовать полученный материал через любую форму творческой деятельности. Например, сказочные образы из сказки «Репка» помогают закреплять счет, развить выразительную речь детей, воспитывать в детях чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Такие игры-занятия помогают детям через игровые образы проявить свою любознательность, интерес к познанию окружающего мира, а также раскрыть и развить свои индивидуальные способности.

На наших занятиях дети начинают понимать окружающий мир, они становятся более уверенными в себе, у детей повышается самооценка, они находят первых своих друзей.

Совместная деятельность педагога с детьми и их родителями позволяет выстраивать партнерские отношения, происходит личностное общение для познания нового, дети постепенно начинают проявлять самостоятельность, индивидуальные особенности и способности, при этом осваивают не только новые знания, но и закрепляют ранее полученные знания, умения, навыки.

В рамках образовательного проекта «Космос» дети старшего дошкольного возраста сами придумали «Танец звездочек», а атрибуты для общего танца изготовили дома, вместе с родителями. К празднику «8 Марта» педагоги совместно с детьми изготовили шумовые инструменты, а на самом празднике мамы пели веселые частушки, а дети на этих инструментах подыгрывали им.

Тесное взаимодействие педагогов с родителями осуществляется через новые формы, такие как фоторепортажи с занятий, праздников, открытые занятия для родителей, мастер-классы. Фоторепортажи с занятий помогают педагогам познакомить родителей не только с темами занятий, но и увидеть достижения своих детей, порадоваться их успехам. Социальный проект «Мамина школа» помогает педагогам установить с родителями доверительные, доброжелательные отношения для совместного достижения положительных результатов в вопросах развития детей.

Выстроенная система взаимодействия педагогов и родителей позволяет не только информировать родителей о развитии, воспитании, индивидуальных и личностных достижениях детей, но и помогает родителям закреплять полученные детьми знания в повседневной жизни.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, семьи, общества, государства.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее