Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Елена Владимировна Суворова,
педагог-организатор, руководитель информационно-методического центра ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

Искусство слова или «заражение» чувствами

Мыслим ли мы себя в век компьютерных технологий без книги? Кто-то определённо мыслит. Но прогрессивная часть человечества будущее видит именно с книгой. В книгах закреплена мудрость предыдущих поколений, богатство, которое не измерить никакими сокровищами всего мира. Один мудрец, отправляясь в долгий поход, взял с собой только книгу. Его спросили:

– Отец, зачем ты её взял? Возьми лучше больше вещей, пропитания!

– Книга и есть моё пропитание! – так ответил мудрец.

Знания, приобретаемые в течение всей нашей жизни и используемые на благо ближнего, поистине, приносят добрые плоды. Книга не только фиксирует их в определённых символах, она вбирает незримый духовный опыт каждого шедшего по пути, книга – живая история. Только возможно научиться проникать в этот мир, и станут понятны простые слова: «Книга – источник знаний». Л.Н. Толстой смысл чтения видел в «заражении чувствами», что помогает развивать в юном человеке чувство отзывчивости, сострадание, воспитать тонкость души. Вся литература учит быть Человеком не через зубрёжку правил поведения, а через глубокое воздействие на воображение и чувства, впитывая духовно-нравственные ценности уже с «молоком матери».

Как показали исследования психологов, дети 6-7 лет, выбирая среди высокохудожественного и малохудожественного произведения, откликаются на настоящие произведения искусства, обосновывая свой выбор: «Это лучше», «Оно красивое». Дети отзываются на красоту произведения, тянутся к нему всей душой, проявляя эстетическое чувство. Через трогательное сопереживание и сострадание Искусство Слова оказывает сильное влияние на развитие души, воспитание растущего человека, и это остаётся неизменным во все времена. И как важно педагогу дополнительного образования направлять своих воспитанников быть «Колумбами и открывать хорошие книги в океане незначительных» (Д.С. Лихачёв «Раздумья»). Сохраняя традиции семейного чтения, педагог не только сам возрастает в плане Человека Духовного, но и раскрывает ребёнку мир высокохудожественных, положительных образов, традиций народа, народов. Ведь ещё Феофан Затворник говорил, что на каких образах воспитывается дух юного человека, таким он и будет в будущем. Кого мы хотим воспитать? Монстра – в виде Человека-паука или Человека. «Педагогика, если она не формальна, а духовна, есть подвижнический труд…. Нам необходимо ежедневно, ежечасно в буквальном смысле заражать друг друга культурой, потребностью в знании, способностью любить, мыслить и активно действовать…» (М. Котляревская, Л. Штуден «Приобщение к творчеству»).

По рекомендациям педагога как старшего наставника, дети могут изучать не только литературу своего творческого направления – учебную, научную, научно-популярную, тем самым расширяя свой кругозор, но и приобщаться к духовно-нравственным примерам художественной литературы. Постепенное вхождение, не навязывая, в мир Искусства Слова отзывается, «прорастает» в ребёнке добрыми плодами: любовью к чтению, к искусству, к красоте, доброте, любовью к Родине.

При всей информационной загруженности ребёнка в школе есть прекрасный выход, а именно в прекрасной традиции – традиции семейного чтения на базе творческих объединений дополнительного образования. Ведь дополнительное образование – это пространство, в котором реализуются потребности души, не имеющие иногда ничего общего с «полезностью» и «правильностью» для кого или чего-либо, но способствующие формированию Внутреннего Человека. Именно так, «Внутренний Человек», называет Карл Густав Юнг Человека Духовного. Поэтому стараниями самого педагога, его любовью к Искусству Слова, подключая родителей, есть возможность вернуть детям угасающий ныне интерес к чтению! «Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой. Книга остаётся. Она будет нужна человеку всегда. Её не просто читают. Над ней размышляют… (Д.С. Лихачёв).

Почему бы не сделать «День Рождения Её Величества Книги»?!». Каждый ребёнок и родители самостоятельно выберут ту книгу, которая любима в семье, часто читаема, подготовят рассказ, красивые иллюстрации и представят у себя в объединении. Герои сказок и повестей «оживут», ведь они так долго ждали, когда вспомнят о них. У них своя борьба с чудищами и монстрами, заполонившими пространство интернета. Мы тоже включаемся в эту борьбу за Внутреннего Человека.

Как можно каждому педагогу внести положительный вклад в формирование духовной культуры подрастающего поколения, своими взглядами уже устремлённого на Запад? У нас, в Центре внешкольной работы «Галактика», есть такой положительный пример: восстановлена библиотека, на базе которой создан информационно-методический центр. Целью работы нашего центра является не только обеспечение необходимой информацией учебно-творческого пространства как педагогов, так и детей, но и приобщение подрастающего поколения совместно с родителями к Искусству Слова – чтению. В информационно-методическом центре собрана не только учебная литература, но и художественная литература для детского чтения, литература народов мира, книги по искусствознанию и культурологии. Есть уникальные раритетные издания, например, книга по истории кукол на немецком языке – «Das grosse Puppenbuch» или сборник стихов конца 19 века! И с этими произведениями дети могут познакомиться у нас, в ЦВР «Галактика», на перемене, в момент работы своего творческого объединения. Школа, дополнительное образование, библиотеки – все призваны к единой благой цели: воспитание Человека мыслящего, Человека Духовного, которому не всё равно, что произойдёт в дальнейшем с его Родиной.

Готовясь к проведению творческого мероприятия, наш центр обязательно учитывает его образовательную направленность, эмоциональную наполненность. Этому способствует книга! Наши творческо-образовательные мероприятия: «Если Душа родилась крылатой…», посвящённое Марине Ивановне Цветаевой, – совместный, ежегодный проект с областной государственной научной библиотекой и библиотекой им. М.И. Цветаевой.

«Слово о маме» – ежегодное мероприятие, к которому дети младшего школьного возраста готовят стихи, поздравления в виде книжек-малышек, поют выбранную детскую песню. Информационно-методический центр готовит рекомендации родителям по вопросам детского чтения, проводит индивидуальные беседы с детьми на тему прочитанного, экскурсии небольшими группами в детскую библиотеку им. И.С. Тургенева, где всегда рады нам и всегда увлечённо расскажут о книгах разных писателей. В детской памяти закрепляются положительные образы, которые мы – педагоги – взращиваем уже сейчас. От каждого из нас зависит будущее, а оно определяется настоящим!

Книжное чтение, любовь к книге сохраняют для нас и для будущих поколений своё высокое назначение в нашей жизни, формируя духовно-нравственные ценности, не дают замусорить наше сознание бессодержательным гламуром жёлтой прессы и телевидения. Любовь к книге, как и любовь к родному краю, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 777)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее