Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Елена Викторовна Кравцова,
преподаватель Детской школы искусств № 11 г. Новосибирска

Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов

Что является самым важным в процессе обучения юных музыкантов? Конечно же, воспитание души. Работая 36 лет преподавателем фортепиано в детской школе искусств № 11, я утвердилась в понимании, что самое важное в моей работе – это духовное обогащение учащихся. Обучение в школе искусств помогает им стать интересными для окружающих музыкально-эрудированными людьми, с тонко чувствующей, развитой душой. В стремлении не только научить ребенка игре на фортепиано, но и воспитать слушателя, с развитым образным и ассоциативным мышлением, эмоциональным восприятием и художественным вкусом я нашла наиболее оптимальную форму внеклассной работы с детьми – «Музыкальный лекторий». В рамках музыкального лектория «Многогранность художественных образов» каждый год в разной форме я знакомлю детей и родителей с лучшими образцами мировой музыкальной культуры: это и тематические беседы, и музыкально-поэтические вечера и концерты, для которых я создаю исполнительский комментарий, а дети исполняют заранее выбранные произведения. И на первое место выходят музыкальные произведения, написанные специально для детей: «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Детская музыка» С.С. Прокофьева, «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича. В настоящей статье я хочу представить вашему вниманию исполнительский комментарий к концерту, посвященному произведению Р. Шумана «Альбом для юношества». Концерт проходил в ДШИ № 11. Ребята играли представленные пьесы как сольно, так и в 4 руки. Такая форма проведения концерта отличается тем, что дети выступают одновременно в роли исполнителей и слушателей, что способствует развитию у детей уважения к исполнителям. Кроме того, дети учатся внимательно слушать и оценивать качество исполнения музыкальных произведений. Близость же музыкального материала, собственное участие в подготовке концерта способствуют максимальному восприятию детьми информации о произведении и его авторе.

Роберт Шуман «Альбом для юношества» (1848 г.)

Исполнительский комментарий.

Сегодня мы познакомимся с музыкой композитора, чьё творчество является одной из вершин мирового музыкального искусства XIX века, с музыкой Роберта Шумана.

Р. Шуман (1810-1856) значительно раздвинул границы музыкального искусства XIX века. Он обладал двумя талантами: литературным и музыкальным. В 1830 году, услышав Никколо Паганини, Шуман понял, какие грандиозные возможности таит музыка и посвятил всего себя ей. Но литературный дар Шумана нашел свое претворение в его литературно-критических статьях о музыке и музыкантах (их более 200), в частности – в написании «Жизненных правил для музыкантов».

Шуман привнес в музыку, в целом, новые праздничные тона со множеством красочных оттенков. Все это многообразие музыкальных красок можно наблюдать в его фортепианной музыке, где удивительной поэзией отражен сложный внутренний мир человека (его мысли, чувства). «Альбом для юношества» (АЮ) был написан в 1848 году. Что это было за время? Почему в это время Шуман обращается к детской теме? Оказывается, не случайно: именно в это время, начало XIX века (20-е гг.) в Германии детство начинают понимать как очень важный, особый период в формировании человека. Появляется первый детский сад. Но, в первую очередь, дети должны воспитываться в семье, а жизненный уклад семьи без музицирования был немыслим в то время. Именно тогда особую популярность приобретает фортепиано и появляется музыка для исполнения дома, в непринужденной обстановке. Таков, собственно говоря, и «АЮ». Поводом для его появления стало конкретное событие – День рождения старшей дочери – Марии – любимицы Шумана – ей должно было исполниться 7 лет. И началась работа. Это был подарок дочери, но и остальные дети тоже позже занимались по этому музыкальному произведению. Шуман не только с энтузиазмом сочинял, но и вникал во все подробности публикации своих произведений: обсуждал сорт бумаги, размер нотного текста, рисунок обложки, т.е. внешний облик нот для него был важен (он из семьи книгоиздателя). Шуман хотел приурочить альбом к Рождеству – самый подходящий момент дарить детям подарки. Было придумано название – «Рождественский альбом для детей, которые с удовольствием играют на фортепиано». Подарок оказался не только для детей, но и «сюрпризом для друзей» (взрослых). Именно поэтому пьесы в «Альбоме для юношества» разной сложности, и это вынудило Шумана разделить альбом на две части: «для младших» (18 пьес) и «для старших» (25 пьес). Хотя изначально композитор хотел разбить альбом на 4 части, по временам года, так как была такая традиция – публиковать перед рождеством такие календари. Всего в альбом входит 43 пьесы (несколько совсем простеньких пьес не вошли в сборник), которые давно считаются образцами художественного совершенства. И, представляя вашему вниманию лишь часть пьес, я бы хотела, чтобы вы прониклись к этой музыке той же любовью, как и многие музыканты во всем мире, кто прикасается к этой удивительной музыке.

Исполнение

1. Знакомство с музыкой «Альбома для юношества» мы начинаем с пьесы «Воспоминание» № 28. Шуман сочинил ее в память о своем друге – Ф. Мендельсоне (умер в 1847 г.), который был крестным дочери Марии. Позже младшего сына назвали Феликсом. У Клары Шуман было многолетнее творческое содружество с Ф. Мендельсоном, поэтому смерть потрясла семью Шуманов. Эта пьеса – дань памяти Шумана не только Мендельсону, но и наша этому величайшему музыканту. («Я вижу лик чудесный, С улыбкой неземной, Он с живостью прелестной, Всегда передо мной» (Эйхендорф)).

2. В те времена везде, во всех городах, где располагались казармы и воинские гарнизоны еженедельно из года в год устраивались концерты, в которых суровые барабаны отбивали дробь, свистели флейты, заливались рожки – на лицах слушателей проглядывала мечтательная улыбка, ноги стояли на месте, но слушателям казалось, что они маршируют. «Старая добрая Европа» в ту пору жила под веселые и бодрые звуки маршей. Неудивительно, что с «Солдатским маршем» №2 мы встречаемся уже на 2 странице Альбома. Легкий, изящно-танцевальный скерциозный характер подчеркнут восьмыми паузами и легким пунктиром.

3. В семье Шумана жили птички. Это очень давняя традиция – певчая птичка, живущая рядом с людьми дома. На протяжении столетий она была элементом быта, источником радостей и горестей семьи. У детей Шумана был чижик. Во время еды ему дали кусочек яблока. К великой печали семьи она поплатилась за удовольствие жизнью. Это и нашло отражение в пьесе «Первая утрата» №16.

4. В «Альбоме для юношества» ряд номеров погружает нас в атмосферу сельской жизни. Представляю вашему вниманию «Песенка жнецов» № 18 (или, в другом издании, «Песенка косарей»).

5. Какие ассоциации возникают у нас при упоминании слова «романс»? Пьеса для голоса с сопровождением. И важно то, что жанр, как правило, несет в себе выразительное лирическое содержание. «Маленький романс» № 19. Это не привычный лирический романс, так как в нем слышится некоторая суровость. Однако, толковый немецкий словарь дает определение «Романс» – эпическое стихотворение в народном духе с элементами повествования.

6. Наверное, у всех людей среди ярких впечатлений детства – посещение театра. Театр и сейчас обладает странной волшебной притягательностью. Все выдающиеся композиторы сочиняли музыку для театра. Страсть к театру затронула и Шумана, и «театральная» тема нашла место на страницах фортепианного сборника для детей. «Отзвуки театра» №25. В этой пьесе выражено то состояние, которое рождается в душе ребенка при соприкосновении с театральным миром: восторг, смешанный с испугом от новых впечатлений.

7. Так, потихоньку шагая по некоторым страницам «Альбома для юношества», мы подошли к финальному номеру «Дед мороз» №12. Шуман хотел назвать «Рождественский альбом», а среди множества поверий, связанных с рождеством, есть история о Святом Николае и его слуге Рупрехте. Николай был покровителем детей и школьников. Рупрехт – персонаж отрицательный, он с розгами, и может пустить их в дело, если ребенок себя плохо вел. Но, как бы там ни было, это всего лишь забавный персонаж рождественских обрядов, без которого немыслима таинственная и чудесная атмосфера этого праздника.

8. «Смотрите, в окошках мерцают свечи, Тих и благостен зимний вечер. Пусть перед праздником стар и млад, Отдых и сладкий покой вкусят. Завтра в дома к ним придет торжество, Ибо настанет опять Рождество». Эти строки, как никакие другие, подходят к пьесе, которой завершается мое выступление. А может, ваше воображение нарисует свою собственную картину? Итак, «Фантастическая пьеса», As-dur,ор.111.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. 40 лет свои сердца мы отдаем детям
2. Школа совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования НСО «Сердце отдаю детям»
3. Спортивно-технический комплекс ГТЗО как постулат формирования разносторонних физических навыков ребенка
4. Неделя психологии как мотивационный шаг к развитию личности
5. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в духовно-нравственном развитии учащихся в рамках реализации ФГОС через организацию системы этнокультурного развития
6. Инновационные формы работы с одарёнными детьми
7. Учреждение дополнительного образования как социальный институт детства для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста
8. Искусство слова или «заражение» чувствами
9. Электроника: мир моих увлечений!
10. Музыкальный лекторий как эффективная форма воспитания юных музыкантов
11. Наша школа – площадка для творчества
12. Приносить пользу людям – делать себя светлее