Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(2) Светлана Анатольевна Бочкова,
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

От теории к практике: к проблеме профессиональной адаптации молодого педагога

Сегодня, на фоне всеобъемлющей модернизации образования и перехода на ФГОС второго поколения, по-прежнему существует проблема привлечения грамотных молодых специалистов в школу и (что ещё существеннее) их закрепления на местах. Вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора школ, методисты. А между тем, согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования сразу или через несколько лет.

В нашем учреждении молодые специалисты трудоустраиваются ежегодно. Так, за последние пять лет приняты на работу 15 молодых специалистов. Это учителя начальных классов, английского языка, русского языка и литературы, информатики и физики, физической культуры, а также старший вожатый и педагог дополнительного образования. Из них уволились в первый год работы 2 человека, в последующие годы – 3 человека. Не вдаваясь в причины данного факта, для нас очевидно, что работа с молодыми специалистами с целью их адаптации и закрепления заслуживает особого внимания, ведь в какой-то степени именно первая школа может стать и единственным местом работы (а в нашей школе есть такие примеры), и той школой, которая открыла молодому учителю перспективы профессионального роста.

Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решить в стенах учебного заведения.

Адаптационная работа с молодыми специалистами, проводимая в МБОУ «СОШ № 31», включает в себя: знакомство со школой и нормативными документами; анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года); закрепление учителя-наставника за молодым специалистом; выделение свободного методического дня.

Работу с молодыми специалистами администрация и педагогический коллектив школы строят по направлениям.

Прежде всего, это составление плана работы с молодым специалистом (см. Приложение). План работы включает в себя создание оптимальных условий для плодотворной работы, организацию индивидуальных консультаций с молодым специалистом, оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, их самоанализа, проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодого специалиста, систематическое изучение методических и педагогических проблем. Так, обобщённый анализ затруднений в работе наших молодых специалистов выявил следующие типичные затруднения:

а) в подготовке урока:

  • подготовка учебного материала в соответствии с целями, выбор методов обучения;
  • формирование мотивов учения, развитие познавательного интереса, обеспечение единства обучения, воспитания, развития;
  • подбор способов и приемов, обеспечивающих эффективную познавательную деятельность обучающихся.

б) в общении:

  • неумение найти правильный тон в отношениях;
  • затруднение в распределении внимания между всеми обучающимися;
  • неумение концентрировать внимание на существенном, главном.

в) в работе с документацией:

  • молодые специалисты в вузах в принципе не получают представления о работе со школьной документацией; с её номенклатурой и циклограммой работы;
  • они морально не готовы к объёму документации;
  • некачественно работают с документацией даже после получения консультаций.

В течение года, исходя из затруднений молодых специалистов, каждому оказывается индивидуальная адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания. Практикуется также работа в группах по некоторым общим вопросам.

Диагностическое направление работы включает проведение анкетирования и составление информационной карты молодого учителя. С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста. Как показывает практика, это существенно стимулирует рефлексию и самоанализ в деятельности молодых учителей.

Важнейшим направлением работы считаем организацию наставничества. За молодыми специалистами закрепляются педагоги-наставники с целью оказания разносторонней помощи в организации их работы. Помощь наставника заключается в оказании помощи по составлению рабочих программ, конструированию урока, подбору методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

Составление плана работы молодого специалиста. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.

Работа по программе адаптации молодого учителя – составная часть и методической службы школы. В работе с молодыми специалистами с первых дней задействованы все компоненты методической службы. Руководители предметных кафедр и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодого специалиста в систему работы школы. Так, например, школьные кафедры совместно организуют работу Школы молодого специалиста, в рамках которой проводятся методические педагогические чтения, обзор новинок методической литературы, проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, проводится систематизация опыта педагогов школы, организуется взаимопосещение уроков и проведение показательных уроков опытными педагогами и др.

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся. Молодой специалист вовлекается также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов. За рассматриваемый период молодые специалисты МБОУ «СОШ №31» стали победителями и призёрами краевого конкурса «Вожатый года», городского конкурса «Созвездие учительских муз», окружного этапа краевого конкурса «Сердце отдаю детям». Кроме того, молодые педагоги подготовили учащихся, ставших призёрами краевого конкурса научно-исследовательских работ «Озарение», городского конкурса «Первые шаги в науку».

В целом, циклограмма работы с молодыми специалистами в МБОУ «СОШ № 31» содержит следующие мероприятия.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Составление плана на учебный год

Август

Администрация

2.

Организация наставничества (закрепление молодых специалистов)

Сентябрь

Администрация

3.

Определение нагрузки молодых специалистов с учетом рационального использования их рабочего времени

Сентябрь

Директор, зам. по УР

4.

Диагностирование профессиональных затруднений молодых специалистов

Октябрь, февраль

Администрация школы, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет

5.

Совершенствование педагогического мастерства, профессионального роста молодых учителей:

– посещение уроков у наставников, творчески работающих учителей школы, города

– участие в профессиональных конкурсах

– участие в работе методических объединений, психолого-педагогических семинаров, городских методических сообществах, творческих группах

– курсовая переподготовка

В течение года

Администрация, наставники

6.

Привлечение молодых учителей к жизни и традициям  школы

В течение года

Администрация, наставники, профком

7.

Посещение уроков у молодых учителей администрацией, учителями-наставниками

В течение года

Администрация, наставники

8.

Ведение учета статистических данных по движению молодых специалистов, по их аттестации

В течение года

Зам. директора по НМР

9.

Рассмотрение вопроса о состоянии работы с молодыми специалистами на совещании при директоре

1 раз в год

Администрация

 

Кроме того, администрация школы уделяет огромное внимание такому направлению как закрепление молодых специалистов на местах. С этой целью практикуется целый ряд мероприятий, а именно:

1. В течение 3-х лет молодые специалисты получают компенсационную доплату в размере от 10 до 30% из школьного фонда заработной платы.

2. Проводятся мероприятия по пропаганде учительского труда (например, традиционные праздники «Посвящение в педагоги», День учителя, спортивные эстафеты и соревнования разного уровня, молодые учителя привлекаются к разработке сценариев общешкольных мероприятий, выступают в роли ведущих, в том числе в районных мероприятиях).

3. Новой традицией стало проведение «Встречи поколений» – это встречи ветеранов педагогического труда нашей школы с молодыми педагогами. Наши ветераны всегда с нами – и в праздники, и в будни. Они с энтузиазмом откликаются на предложения участвовать в различных мероприятиях (например, в ежегодной районной спартакиаде ветеранов педагогического труда), в том числе и передавать свой опыт молодым учителям. Педагоги-ветераны посещают уроки и мероприятия молодых, а затем на таких встречах проходит обсуждение в непринуждённой обстановке, поэтому замечания воспринимаются как совет старшего товарища (см. http://mbou31barn.ucoz.ru/news/vstrecha_trjokh_pokolenij/2013-11-07-237)

4. Проводится работа по обеспечение материально-технической базы кабинетов, в которых работают молодые учителя (оборудованы в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения).

5. Огромную роль в закреплении молодых специалистов играет школьная профсоюзная организация, которая пытается помочь в решении жилищного вопроса через информирование о программах по улучшению жилищных условий, организацию консультаций со специалистами, оказание помощи в своевременном оформлении документов для участия в программе «Жильё для молодых педагогов».

Таким образом, целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует своевременной адаптации, вовлечению их в жизнь школы, продолжению традиций. Позволяет своевременно избегать ошибок во взаимоотношениях с обучающимися, родителями, коллегами,  позволяет «технически» подготовить к самостоятельной работе и закрепить на данном месте.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)