Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Образ ученика. Разговор не для всех

Педагог не может считаться профессионалом, если у педагога не сложилось представление о конечном результате своего труда – о том, каким должен выйти ученик из стен школы. Это представление о конечном результате педагогического труда и назовем образом ученика. Тогда образование – это процесс «доведения» ученика до этого образа.

Трудно говорить с современными педагогами об образе ученика. Как правило, педагоги вообще отказываются от этого разговора, считая, что самыми достойными темами для разговора являются зарплата и ЕГЭ. Нужно иметь в виду, что педагоги без образа ученика в душе – т.е. безОбразные педагоги, – вряд ли когда-нибудь получат высокие зарплаты и высокие результаты ЕГЭ. Хуже того, не получив ни высокой зарплаты, ни высоких результатов ЕГЭ, эти безОбразные педагоги будут винить в этом кого угодно и что угодно, только не себя самих, не сумевших сложить образа ученика в своей душе. Если среди читателей этой статьи случайно окажутся педагоги, закореневши в своем безОбразии, огромная просьба – не читайте дальше эту статью и тем более не комментируйте ее. Увы и ах, но разговор этот не для всех.

Еще не все потеряно в нашей системе образования, потому что еще есть люди, которых интересуют самые серьезные и глубинные вопросы педагогики, в частности, вопрос об образе ученика. К этим – образцовым – педагогам и обращается данная статья.

Начать формулировать образ ученика необходимо со следующих двух тезисов:

1) детей, подростков, юношей и девушек гораздо больше, чем взрослых, интересует вопрос о смысле жизни;

2) молодые люди гораздо более отзывчивы на высокие идеи, чем взрослые.

Большинство взрослых людей привыкли отмахиваться от вопроса о смысле жизни, подменяя смысл жизни ее содержанием. А от высоких идей – патриотизма, служения, жертвенности, любви – привыкли отгораживаться налетом утилитаризма и цинизма.

Большинство взрослых в вопросах воспитания подменяют разговор о нравственности разговором о коммуникативных навыках, о навыках самообучения, о развитии лидерских качеств, критического мышления и т.п.

Странно только то, что эти взрослые люди удивляются, почему они не имеют влияния на своих детей и учеников.

Следующий тезис, необходимый для формирования образа ученика – смысл жизни реализуется в служении.

Какое служение имеется в виду? Во-первых, как ни странно это прозвучит, имеется в виду служение самому себе. Далеко не все юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь, хотят и умеют послужить самим себе. Большинство из них готовы только к тому, чтобы им кто-то служил – родители, государство, муж, жена и т.д. Большинство из них не готовы послужить самому себе и взять ответственность за свою жизнь. Сейчас часто говорят о проблеме старения населения России, но почему-то мало кто говорит о проблеме инфантилизации населения – скоро в России останутся «старые да малые».

Во-вторых, имеется в виду служение своей семье. Думают ли об этом молодые люди, когда вступают в брак? Готов ли мужчина служить благосостоянию своей семьи, или он готов только лежать на диване? Готова ли женщина служить домашнему очагу и воспитанию своих детей, или она готова только посещать салоны красоты, делать карьеру и быть независимой? И учатся ли служению их дети (дети учатся тому, что видят у себя в дому)? А ведь семья держится трудом и служением – чем полнее реализуются эти высокие идеи, тем крепче семья.

В-третьих, имеется в виду служение своей стране. Часто приходится слышать: «Пойду в депутаты, буду большую зарплату получать». Есть ли люди, которые всерьез думают так: «Пойду депутаты, чтобы сделать лучше свою страну». Самым сильным предвыборным ходом Джона Кеннеди, 35-го президента США, убитого в 1963 году в Далласе, был следующий призыв: «Давайте не будем спрашивать, что нам может дать наша страна; давайте спросим, что мы можем дать своей стране». Многие американцы тогда откликнулись на этот призыв. Интересно, многие ли россияне откликнутся, если завтра аналогичный призыв сделает кандидат в президенты России?

Обратимся к положительному формированию образа ученика.

В новейшей истории России работа по формированию этого образа началась в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Этот декларативный документ является большим шагом вперед по сравнению с 90-ми годами ХХ века – в те времена вопросы воспитания, так или иначе, вытеснялись из школы. Концепция же говорит и об общечеловеческих ценностях, и о морали, и о нравственности, и об ответственности. Вершиной же воспитания, согласно Концепции, является гражданин-патриот.

Несомненно, патриотизм – это высокая идея. Но нужно делать и следующий шаг – более высокой, чем патриотизм, является идея служения: если человек будет жить идеей служения, он обязательно будет патриотом. Значит, следующим этапом формирования образа ученика является идея служения.

Значит, образ ученика должен содержать идею служения – из стен школы должен выходить член общества служения, а не общества потребления; человек, готовый служить, а не только потреблять.

Есть еще более высокие идеи, чем идея служения. Но не все сразу.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 196)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела