Повышение квалификации учителя начальных классов, применяющего информационные технологии в образовательном процессе
 |
Анна Викторовна Молокова,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
доцент кафедры начального образования НИПКиПРО
|
В системе дополнительного образования упешно реализуется курсовая подготовка, целью которой является формирование и развитие пользовательских навыков учителей, информационно-коммуникационной компетентности. При этом очевидно и подтверждено практикой, что для осуществления информатизации образовательного процесса не достаточно наличия высокого уровня владения учителем информационными технологиями. Необходимым и достаточным условием успешности инновационной деятельности в области информатизации образовательного процесса является высокий уровень педагогической культуры учителя начальных классов в совокупности с пониманием и принятием им методологических основ информатизации начальной школы [1].
Одним из разработанных нами вариантов является освещение проблем применения информационных технологий в начальном обучении в рамках курсовой подготовки учителей начальных классов, независимо от тематики курсов. Например, учитель начальных классов в течение двух недель знакомится с современными подходами к математическому или экологическому образованию. В течение этого времени специалисты кафедры начального образования НИПКиПРО знакомят слушателей курсов с последними рекомендациями ученых в области методики, дидактики, психологии. Таким же образом учителям предъявляются базовые знания по одному из важнейших направлений модернизации начальной школы – ее информатизации: особенности и методика применения электронных образовательных ресурсов, применение которых оптимизирует решение проблемы, рассматриваемой на курсах. В результате расширяется спектр новых знаний и представлений, полученных каждым учителем в рамках курсовой подготовки.
Другой подход, реализация которого направлена в большей степени на формирование и развитие методических навыков применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляется в рамках вариативной части разработанных нами проблемных курсов. Образовательная программа повышения квалификации «Информатизация образовательного процесса в начальной школе» предназначена для учителей начальных классов, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Учебно-методический комплект для повышения квалификации учителя по данной проблеме разработан нами с учетом современных подходов к модернизации дополнительного образования, основных направлений Федеральной целевой программы развития образования в России.
Основное содержание курсовой подготовки определяется концепцией информатизации начального образования [2]. В ходе курсов кратко рассматриваются современные средства информатизации, применение которых допустимо по санитарно-гигиеническим нормам в начальной школе, сущность научно-педагогических подходов к применению возможностей компьютера в обучении. Раскрываются различные варианты обучения информатике и информационным технологиям в начальной школе и авторский подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе.
Особое внимание уделяется практическому освоению методов и приемов использования информационных технологий в образовательном процессе, на конкретном уроке в начальной школе, при проведении внеурочных занятий по предметам, внеклассных мероприятий. Большое значение уделено проблеме программно-методической оснащенности процесса информатизации начальной школы, особенностям проектирования электронных учебных материалов, предназначенных для младших школьников. Подробно рассматриваются законы зрительного и слухового восприятия, знание которых необходимо учителю при создании авторских электронных дидактических материалов.
В программу курсов включены лекционные и практические занятия, «круглые столы» по ключевым проблемам, методические тренинги. На практических занятиях учителя знакомятся с электронными учебными пособиями, разработанными нами, электронными материалами других разработчиков, создают и представляют уроки с применением средств информатизации, посещают уроки и занятия учителей-исследователей, участвуют в методическом и психолого-педагогическом анализе.
Третий подход состоит в углублении знаний, полученных учителем в ходе курсовой подготовки, в процессе индивидуальной стажировки по одной из актуальных проблем информатизации образовательного процесса с обязательным получением значимого для педагогической практики методического результата.
Апробация изложенных подходов к повышению квалификации учителей начальных классов показала продуктивность разработанного нами комплексного подхода [3] и востребованность названных вариантов совершенствования профессиональной компетентности учителя начальных классов. К числу результатов работы в данном направлении следует отнести:
– ежегодное участие учителей начальных классов, прошедших стажировку и повысивших квалификацию по данной проблеме в Городских, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, посвященных инновациям в образовании;
– победы в конкурсе на денежное поощрение в рамках реализации национального проекта «Образование» (Осколкова Т.В., Шаровская С.Ф., Салова И.В., Усольцева М.Э., Иващук Г.А., Клименок Т.А. и др.);
– участие и победы в районных конкурсах «Учитель года» и «Урок года» (Новосибирск, Колывань, Довольное, Искитим и др.);
– обобщение и распространение опыта применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, публикации выступлений на конференциях и семинарах (35 учителей);
– победа учителя-исследователя научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО Осколковой Т.В. во Всероссийском и Международном конкурсе видеороликов об использовании Smart board;
– аттестация значительного числа учителей начальных классов как специалистов высшей квалификационной категории, представивших в самоанализе результаты профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного процесса;
– использование современных информационных технологий на уроках в начальных классах в 46 % образовательных учреждений г. Новосибирска; значительное повышение интереса к проблеме учителей начальных классов в Новосибирской области и других регионах.
Список источников
1. Молокова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». – Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. – Барнаул: БГПУ, 2007. – С.114-117.
2. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова; под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 57с.
3. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – №1. – С.119-123.
|