|
Татьяна Петровна Горохова,
заместитель директора по УВР
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида г. Новосибирска |
Взаимодействие
семьи и школы в социализации юного гражданина информационного общества
В современных условиях успешность любого человека
невозможна без владения им информационными и коммуникационными технологиями.
Особенно это актуально для людей с проблемами слуха, так как они испытывают
значительные затруднения в речевой коммуникации и имеют ограниченные возможности
доступа к информации.
Развитие новых технологий обучения, направленных на
повышение качества подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями
и выработку у них умения адаптироваться в быстро изменяющемся информационном
мире, является важнейшим направлением модернизации специальной школы. В то же
время и семья заинтересована в эффективном формировании юного человека.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих
поколений, и совершенно естественно, что школа находится в тесной связи с
семьёй. Семья – часть общешкольного коллектива.
Итак, семья и школа – это важнейшие факторы,
определяющие целостное формирование личности ребёнка. От их взаимодействия
зависит успешность этого процесса. Взаимодействие предполагает взаимное влияние
(положительное, отрицательное, нейтральное). Взаимодействие семьи и школы в
формировании гражданина информационного общества организовано в нашей школе по
пяти направлениям.
1. Первое
направление – это постоянное информирование родителей о том, что делается в
школе в области применения в образовательном процессе компьютера, интерактивной
доски, электронных учебных материалов и т.д. Для этого проводятся открытые
уроки и внеклассные мероприятия для родителей с использованием компьютера и
интерактивной доски. Мы всегда приглашаем родителей на семинары и конференции,
которые проводим в школе. Описываем этот процесс в школьной газете.
2. Второе
направление – это осуществление обратной связи. Чтобы узнать мнение родителей о
применении компьютерных технологий в образовательном процессе, педагоги
проводят интервьюирование и анкетирование. Анкетирование в начале нашей работы,
в марте 2004 года показало, что:
– почти половина родителей владеет
навыками работы на компьютере;
– 34% используют его в
профессиональной деятельности;
– 97% родителей одобряют использование
компьютера на уроках;
– 62% родителей сообщили, что их дети
не имеют возможности вне школы играть в логические игры или работать с
обучающими материалами;
– 100% родителей подтвердили, что
ребёнку нравятся уроки с компьютером;
– 97% хотели бы заниматься с ребёнком
поиском дополнительной информации к уроку с помощью компьютера.
Таким образом в своей работе по применению
ИТ мы с самого начала имели полную поддержку родителей учащихся.
На итоговом общешкольном родительском
собрании в мае 2008 года было проведено анкетирование родителей. Получено 22
анкеты:
– 50% опрошенных родителей владеют навыками
работы на компьютере и используют его в профессиональной деятельности;
– 95% одобряют, что на традиционных уроках в
школе применяется компьютер;
– 70% отметили, что ребёнку нравятся уроки с
использованием интерактивной доски;
– 65% хотели бы, чтобы информация о ребёнке
сообщалась классным руководителем в форме мобильного дневника.
Таким образом, наша работа одобрена
родителями и её следует продолжать и разнообразить, внедряя новые формы
использования компьютера в различных аспектах школьной жизни.
Вот что по этому поводу говорит мама
ученика 3А класса Ажермачева
Светлана Константиновна.
3. Третье
направление – это выполнение домашних заданий учащимися с использованием
домашнего компьютера. В этом случае родители имеют возможность наблюдать за
самостоятельным использованием компьютера их ребёнком или оказывать ему помощь.
А также знакомиться с видами заданий. Дети, живущие в интернате, пользуются
школьными компьютерами.
Чтобы выяснить целесообразность такого
вида заданий, педагоги провели исследование о наличии компьютера и о доступе к
сети Интернет у учащихся, живущих дома.
Мы получили данные, которые давали нам
возможность использовать такой вид домашних заданий.
Наличие домашних компьютеров и подключения к сети Интернет по группам классов
Классы |
Всего человек |
Наличие домашних компьютеров |
Наличие подключения к сети Интернет |
0-4
классы |
70 |
28 |
6 |
5-9
классы |
58 |
43 |
16 |
10-11
классы |
15 |
11 |
5 |
Всего |
143 |
82 |
27 |
В некоторых классах у всех детей есть
домашний компьютер и доступ к сети Интернет.
Виды домашних заданий с использованием компьютера
Выполнить грамматические упражнения.
Напечатать черновик (изложения, сочинения, диалога).
Подобрать информацию и иллюстрации по теме урока.
Распечатать сочинение, изложение, диалог с
использованием фотографий рисунков, графического дизайна.
Выполнить тесты.
4. Четвёртое
направление – это участие родителей в подготовке и создании ученических
проектов с использованием компьютера. Например, проект во 2 классе I вида
«Милая, любимая, мамочка моя!».
5. Пятое направление
– это широкое использование мобильной связи с родителями, в том числе и с
неслышащими, и с учащимися. С помощью SMS-сообщений родителям передаётся
информация об успехах ребёнка в школе и о событиях школьной жизни.
Таким же образом необходимая информация передаётся учащимся.
Мы планируем расширять направления взаимодействия с
родителями в формировании человека информационного общества:
– использование Интернет-дневников для связи с
родителями;
– подготовка совместных (родители-учащиеся)
докладов, сообщений (возможно из истории семьи) и публичные выступления с ними;
– совместная (учащийся-родитель) подготовка
презентаций к внеклассным мероприятиям в школе;
– проведение опросов и анкетирования с помощью школьного
сайта, размещенного в сети Интернет и мобильной связи и т.д.
|