К вопросу о роли информационных технологий в развитии творческих способностей учащихся
 |
Лариса Викторовна Панфилова,
учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории,
заведующая кафедрой информатики и ИКТ
гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска
|
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Рене Декарт
Пятнадцать лет назад, когда открывалась школа № 204 (ныне гимназия № 6 «Горностай») были сформулированы основные идеи её концепции как «Школы Творческого развития и Свободного Выбора». Основной целью деятельности школы провозглашено развитие индивидуальных способностей и раскрытие личностного потенциала каждого ребенка. Такая идея не может устареть. Видя способности в каждом пришедшем ребёнке, мы постоянно ведём поиск его сильных сторон в различных сферах одарённости.
Непрерывное образование в области информационных технологий со 2 по 11 класс, на наш взгляд, помогает решать эту важнейшую задачу, помогает создавать условия для самореализации творческой личности. Работа в области информационных технологий даёт ребёнку комфорт личного пространства, свободу перемещения мысли и обмена идеями с большим человеческим сообществом. Автор этих строк, как и каждый учитель, с самого начала своей работы в системе образования задавался вопросами: «что такое творческая личность?» и «как ее воспитать?».
Рассмотрев понятие «творческие способности», их место в структуре способностей, общие умственные способности (познавательные и творческие) с позиции В.Н. Дружинина, мы приняли определение «креативности» как общей творческой способности (преобразование знаний). Креативность – составная часть (любой) одаренности. В свою очередь, креативность (по Дж. Гилфорду) имеет шесть параметров:
– способность к обнаружению и постановке проблем;
– способность к генерированию идей;
– способность к продуцированию идей – гибкость;
– способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность;
– способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
– способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Встаёт вопрос, каким образом необходимо сопровождать процесс развития способностей ребёнка, чтобы не остановить его?
Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается в возрасте десяти лет, а второй приходится на юность. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший школьный возраст. Эвристический уровень Д.Б. Богоявленская характеризует как проявление активности человека, который имеет способ решения, но продолжает анализ, что приводит его к открытию новых способов решения. Таким образом, для активизации стремления детей к исследовательскому поиску, для мотивации познавательной активности, для создания базы под эвристический уровень деятельности необходима непрерывная работа в направлении развития параметров креативности, что, в свою очередь, является основой для развития творческих способностей учащихся.
Следовательно, познавательную активность ученика можно воспитать, если уделить этому должное внимание. Мой вывод подтвердился при изучении работ профессора психологии МГУ Талызиной Н.Ф., которая доказала, что личностно-ориентированные технологии обучения являются базисом для активизации личностной позиции. Поэтому именно в период пика становления творческих способностей я уделяю повышенное внимание проектной работе с учащимися. Проектная деятельность, связанная с работой в коллективе, способствует развитию таких важных качеств, как мыслительные способности, способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности являются важными компонентами образовательных результатов. Привычка постоянной проектной деятельности у учащихся развивает познавательные и коммуникативные умения и навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать знания, интегрировать их из различных областей наук. Одновременно с перечисленными качествами развиваются умения критически мыслить и отстаивать свою позицию. Это новая, интересная, увлекательная и очень перспективная форма работы. Невозможно пока измерить её эффективность, но увлеченность детей, их желание работать и познавать являются вполне видимым результатом. Учащиеся младшего звена активно участвуют в проводимых ежегодно конкурсах компьютерного рисунка, презентаций. Старшие мои учащиеся стабильно в течение последних нескольких лет занимают призовые места в районных конкурсах по информационным технологиям, программированию и на научно-практических конференциях, принимают участие в городских конференциях. Отрадно видеть, что число учащихся, вовлекаемых в эту деятельность, растет год от года.
Таким образом, развитие познавательной активности учащихся принимает следующие формы:
1. Учебная деятельность – выявление, развитие и совершенствование способностей.
2. Внеурочная деятельность – факультативы, элективные курсы, брейринги, выставки творческих работ, лаборатория сайтостроения, курсы компьютерной графики и дизайна, интеллектуальные бои.
3. Индивидуальная и исследовательская работа – исследования, работы для НПК, индивидуальные проектные работы.
4. Участие в соревнованиях по предмету – олимпиады, проводимые как в гимназии, так и на районном и городском уровне, конкурсы творческих работ.
5. Участие в проектах и программах – учителя и учащиеся вовлекаются в участие в региональных и международных конкурсах, проектах, программах. Команды могут носить как узкоспециализированный, так и межкафедральный характер.
6. Организация различных форм дистанционного обучения.
Необходимо отметить, что в процессе совместной деятельности решаются следующие задачи:
– развитие сотрудничества и сотворчества в связке «учитель – ученик»;
– самореализация, самосовершенствование и профессиональное самоопределение учащегося;
– формирование критического мышления, способности анализировать, оценивать и прогнозировать свои действия и действия своих товарищей.
Содержание работы со способными учащимися в рамках любой предметной области требует определенной гибкости в области методологии, умения применять и комбинировать в учебной деятельности различные методы, позволяющие эффективно усваивать материал и формировать навыки, необходимые для применения теоретических знаний на практике. Каждый из следующих методов имеет свои особенности и акцентируется на определенной сфере развития личности, но только их сочетание делает работу с детьми эффективной и продуктивной:
– проектная деятельность (когнитивное развитие);
– исследовательский метод (творческое развитие);
– метод критического мышления (эффективное развитие);
– коммуникативный метод (организационно-педагогическая сфера).
Для успешной реализации как проектного, так и исследовательского метода необходимо обучать детей умению работать с источниками информации и критически отбирать необходимый материал. Но исследовательское обучение требует присутствия поведенческой модели, составляющими которой являются гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, готовность принимать решения и нести ответственность за них.
«Исследовательский метод – это такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний и, осваивая доступные им элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность» (В.А. Ситаров «Дидактика», 2002 г.). Можно выделить несколько уровней исследовательского обучения:
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении с учениками.
2. Учитель сам ставит проблему, ученики самостоятельно или под руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ученик сам ставит проблему и сам её решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
И если первые три метода удается применить достаточно часто, то для работы на последнем уровне готовы далеко не все учащиеся. Но первые три являются фундаментом для последнего. В движении от первого к третьему уровню я вижу основную цель нашей совместной деятельности.
В рамках внеклассной деятельности с 2006 года с детьми младшего школьного возраста реализуется программа «Учимся с Intel» по курсам «Технологии и профессии», «Технологии и местное сообщество». В этом учебном году началась работа разновозрастных групп учащихся. Комфортная информационная среда для учащихся формируется и на дополнительных занятиях по проектной деятельности, где учащиеся работают в технологии контекстного обучения, т.е. в условиях моделирования ситуации, приближенной к реальной профессиональной деятельности. Наиболее эффективными методами этой технологии являются метод критического мышления, работа в парах и коллективная деятельность обучаемых по созданию реальной модели некоторого объекта – компьютерной фирмы, футбольного клуба, Интернет-кафе. Каждый участник не только учится самостоятельно планировать свою деятельность, но обсуждать и согласовывать свои планы с коллегами, работать в команде. Новые технологии, нацеленные на формирование не только технических компетенций, но и коммуникативных, дают замечательные результаты. Многие учащиеся, пройдя курсы один раз, приходят снова, приводят своих друзей. Это говорит о востребованности выбранного вида деятельности. Учебные занятия в сочетании с внеурочными позволяют выявлять детей, одаренных в области информационных технологий. Для них строится индивидуальный график, благодаря которому работа начинает принимать «консультационный» характер.
Такая работа позволяет выполнять одну из важнейших задач образования на современном этапе – гуманизацию образования и, в частности, гуманизацию информатики, что подразумевает приближение информатики к потребностям человека и общества в целом, создание целостного знания о мире (межпредметные работы) и возможность самовыражения (творческие работы).
Создаются условия для целенаправленной творческой деятельности учащихся – не только благоприятная эмоционально-психологическая обстановка, но и возможность для самовыражения, признания индивидуальности личности. Выполняется основная функция этой работы – дифференциация обучения и воспитания при сохранении учебной программы и развивающая функция, которая реализуется через выявление индивидуальных склонностей, интересов и способностей через включение в соответствующую деятельность.
Важной составляющей частью работы с одаренными детьми является организационно-педагогическая сфера, а именно – развитие коммуникативных навыков. Часто в силу своих особенностей талантливые дети исключены из сферы коммуникаций, и одной из необходимых составляющих работы с ними является их социализация с помощью понятного и любимого ими инструмента – компьютерных технологий. Поэтому необходима активная работа по реализации социальных проектов. Так, в прошлом году гимназистами совместно с детьми детского дома «Гнездышко» был проведен конкурс компьютерного рисунка, в этом учебном году проводятся курсы по обучению детей-инвалидов компьютерной графике, готовится проект «Волонтер» – «Научился сам, научи другого».
Для информационно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов, творческой работы учащихся в гимназии планируется завершение работ по созданию медиоцентра.
Всё это и ещё многое из того, о чём не шёл разговор на этих страницах – система работы развития творческой личности, призванной помочь реализовать себя, научить полноценному саморазвитию. Поэтому сама система развивается, а автор этих строк стремится быть максимально полезным своим воспитанникам во всех их начинаниях.
|