|
Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории МБОУ СОШ №202
Октябрьского района г. Новосибирска |
Цикл мероприятий, посвящённых семье, в
рамках воспитательной программы «Времён связующая нить»
Наверное, многие классные руководители неоднократно
слышат от администрации школы, что нужно включать семьи во внеклассную
деятельность. Если в начальной школе это доступно и выполнимо, то к среднему
звену вопрос участия родителей в жизни класса становится острым, а в старших –
острейшим… Опытно-экспериментальным путём я пришла к достаточно эффективной
системе работы с родителями. Я использую то, что я не только классный
руководитель, но ещё и учитель русского языка и литературы. Здесь работает так
называемый принцип воспитывающего обучения. Все мероприятия, направленные на
семью, связаны, так или иначе, с развитием речи. Мы пишем сочинения на основе интервью:
дети задают вопросы своим родителям, родственникам, бабушкам, дедушкам, ищут
реликвии, рукоделия, письма, альбомы, подарки. Познание культурной истории
своей семьи, её традиций и реликвий, наказов и заветов помогает подростку
активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно
и уверенно, понимать его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем,
так как опыт, накопленный предками, универсален.
Работая таким образом, мы «убиваем сразу двух зайцев»:
учимся писать сочинения и узнаём об опыте своих предков, работаем с семейными
преданиями, наказами, родословными. Использую при этом музейную педагогику: мы оформляем
выставки, составляем текст экскурсии, работаем экскурсоводами.
Ниже представлены мероприятия, которые включены в
направление «Семьянин» моей программы по воспитательной работе «Времён
связующая нить», рассчитанной на учеников 8-11 классов.
1. Классный час «Времён связующая нить»
Ученики получают 4 предварительных задания на выбор:
1. Принести на выставку семейную реликвию и рассказать
о ней.
2. Принести рукоделие, сотворённое руками предков и
рассказать о нём.
3. Рассказать о достижениях своих дальних предков –
представить их портфолио.
4. Представить портфолио своих
родственников-современников.
Экскурсия по выставке, книга
отзывов.
2. Практическое
занятие «Моя родословная» – азы
составления родословных, составление своего генеалогического древа (ФИО, даты
жизни, степень родства, род занятий, место рождения).
3. Сочинение «Наказы моих предков и мои»
План:
– Наказы моим бабушкам и дедушкам.
– Наказы моим родителям.
– Наказы мне.
– Мои наказы моим будущим детям.
4. Сочинение-исследование «Школа в истории моей семьи» – о роли школы в жизни предков.
План:
– Где учили;
– Кто учил;
– Как учили;
– Чему учили;
– Случаи из школьной жизни.
5. Интервью в газету «Школа в жизни выпускников
1994 года».
Собрать информацию о выпускнике школы … года в газету,
выпущенную к юбилею школы:
– какой институт, факультет закончил;
– полученная специальность;
– место работы, должность;
– достижения профессиональные и личные;
– воспоминания о школе, учителях, случаях из
школьной жизни;
– как школа повлияла на его жизнь.
6. Сочинение-исследование «Мои университеты» – выбор
профессии в моей семье (профессиональное становление моих предков).
План:
– профессия, выбранная моими предками;
– как они пришли к этому решению;
– как этот выбор связан с целью жизни;
– профессиональный рост моего предка;
– ода профессии;
– мои планы, связанные с профессией.
7. Сочинение-исследование
«Любовь в моей семье»
План:
– семейные легенды и предания о любви, способной
на …;
– сравнение своего опыта с опытом предков в моём
возрасте;
– выставка семейных реликвий, связанных с
легендами о любви, экскурсия по выставке, книга отзывов.
8. «Письмо в
моё будущее»
Написать письмо себе в будущем, чтобы получить его
через 9 лет на вечере встречи выпускников. Письма будут запечатаны и ждут
вечера встречи в 2017 году.
План:
– о моей будущей профессии,
– о семье,
– о детях,
– о моих сегодняшних планах и мечтах.
9. Проект «Энциклопедия
одного слова»
Слова для выбора: Родина,
любовь, душа, молитва, семья, дом, мама, детство, совесть, честь.
Класс делится на группы (5-6 человек) по желанию.
Каждая группа выбирает одно слово и,
поделив задания из плана, готовит черновые материалы (нужно пользоваться
энциклопедиями, словарями, Интернетом др. источниками), затем делает
презентацию в электронном виде с использованием рисунков, схем, таблиц,
фотографий и т.д.
План лексического анализа слова:
1.Слово и его лексическое значение
2.Этимология слова
3. Однокоренные слова
4.Синонимы
5.Антонимы
6.Омонимы (если есть)
7.Слово во фразеологических оборотах
8. Сфера употребления слова
9.Слово в различных тропах и фигурах речи
10. Рифмы к этому слову
11. Слово в пословицах, поговорках, загадках, стихах, песнях, мудрых высказываниях
12. Слово в названиях произведений литературы, живописи, музыки, кино
13. Слово в иллюстрациях (своих, чужих)
14. Нарисуйте памятник своему слову.
10. Литературно-музыкальная
композиция «Истории той войны»
Узнать истории, связанные с войной 1941-1945 гг.,
встать на место тех юношей и девушек,
матерей и отцов.
– История судьбы семьи в ту войну
– История женщины в тылу
– История класса, который ушёл на войну
– История любви
|