|
Надежда Геннадьевна Митюкляева,
руководитель школьного музея
МБОУ «Гимназия №15 «Содружество»
г. Новосибирска |
Роль школьного музея в воспитании семейных традиций
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного
опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависит от
принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.
Русское крестьянство в течение веков выработало
оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков. Она должна была
обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе,
человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение
правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание
традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось правильно
использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию
полноценных членов социума.
Проблемы взаимоотношения поколений, повышение роли
семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим
обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное
психическое и личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры
семьи.
В традиционном обществе уже с рождения дети находились
под воздействием народной педагогики. Ребенка постепенно, целенаправленно и
органично приобщали не только к труду, хозяйству, но и к принятым нормам
поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.
Семья невидимой нитью связывает поколения и передает
отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка
начинается Родина. Здоровая семья обладает труднейшим искусством формирования
подлинной дисциплины, свободы и здорового правосознания.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
В настоящее время большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений родителей и
детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно, в результате чего
утрачивается связь поколений, а многие родители в силу своей занятости не могут
уделять должного внимания нравственному воспитанию подростка. Дети зачастую во
внеурочное время предоставлены самим себе.
Задача системы школьного образования сегодня – не только
формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым
интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от
интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит
будущее общества.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания
традиционно являлся школьный музей. В современных условиях его роль стала
значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы
школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в
целостный образовательный, воспитательный процесс. Решение
проблемы духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и
актуальных в современной педагогической науке.
В этом году в школьном музее русской
народной культуры для учащихся начальных классов была разработана и реализуется программа духовно-нравственного
воспитания «Народный фольклор».
Цель
программы: приобщение к русской
народной культуре.
Задачи:
– формирование исторического национального
сознания (целенаправленное развитие интереса детей к истории России, начиная с
родословной семьи);
– развитие личностной культуры как основы любви к
Родине; семье, родным и близким, товарищам;
– знакомство детей с семейными традициями, приобщение
детей к труду, проведение совместных мероприятий, народных и семейных
праздников;
– развитие интереса к прикладному творчеству,
фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
– воспитание уважения и любви к народному
искусству;
– расширение словарного запаса учащихся;
– применение
полученных знаний, навыков, умений в повседневной жизни.
На занятиях дети знакомятся с бытом и основными
занятиями русских крестьян, разделением труда в семье; историей народного
костюма, земледельческим календарем, русскими народными промыслами, народным
эпосом, народной кулинарией, семейными и народными праздниками.
Программа
«Народный фольклор» основана на единых подходах и принципах:
– интеграция областей знаний, позволяющая
осваивать не только содержание их отдельных направлений, но и целостную картину
мира;
– использование разнообразных форм организации
занятий;
– развивающий характер обучения;
– обеспечение психологического комфорта ребенка;
– формирование у учащихся адекватной самооценки
своей деятельности.
Обучение
проводится в двух направлениях:
– усвоение теоретических знаний;
– формирование практических навыков.
Предполагаемые
результаты:
– учащиеся приобретут знания по русской народной культуре;
– полученные знания и навыки смогут использовать
в своей семье;
– повысится интерес к изучению истории,
прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется
познавательная деятельность.
Использование средств
дополнительного образования и воспитания по данной программе является
эффективным средством развития творческой деятельности учащихся по формированию
духовности через интеграцию собственно учебного процесса и работу школьного
музея.
|