|
Ольга Викторовна Таран,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 Дзержинского района
г. Новосибирска |
Формирование
интереса школьников к культуре и традициям родного народа
Стремительно мчится время. Меняется облик
нашего города. На месте, где ещё недавно стояли деревянные домики, появляются
красивые высотки. Одна за другой. И нет одинаковых. Среди темных серых зданий
всё больше и больше радующих глаз ярких пятен.
Но, не знаю почему, иногда хочется,
чтобы взгляд остановился на резном наличнике, узоре, который с любовью подобрал
мастер. Хочется зайти во дворик, живущий своей, отличной от городской суеты,
жизнью, прогуляться по ухоженным дорожкам тихого парка, посидеть в тишине.
Хочется выбраться из каменного мешка и
вдохнуть полной грудью воздух, наполненный ароматом полевых трав.
Последние несколько лет стали много
говорить о бездуховности. Она не возникла вдруг и сразу. Она постепенно
обволакивала души людей, все глубже и глубже проникая в сознание. На глазах исчезали
с лица Земли святыни, оберегаемые и хранимые прежде.
Помню, как много лет назад гул нарушил
тишину. Он пронесся по улицам поселка, сопровождаемый стоном многих людей.
Затем повторился ещё раз и затих. Но долго нарушали тишину вздохи селян,
собравшихся возле церкви. И слёзы катились из их глаз.
Белокаменная красавица была построена на
пожертвования, каждый хотел внести свой вклад в строительство. Со всех
окрестных деревень везли яйца, которые добавляли в раствор, чтобы крепче были
стены. И вот кем-то было принято решение сначала закрыть церковь, а потом и
разрушить её. Одним росчерком пера полетели купола на землю. Зачем? Этот немой
вопрос застыл в глазах людей на многие годы.
Церковь всегда притягивала к себе
внимание. Подъезжая к Колывани, радостно сжималось сердце при виде куполов с
золочеными крестами. Место для строительства выбрали очень удачно – на
пригорке, чтобы издалека видно было. Со всех сторон к церкви вели дорожки,
похожие на солнечные лучи. Каждое утро бабушки, повязанные белыми платочками,
заслышав колокольный звон, спешили помолиться богу за детей, которые не
вернулись с войны, за внуков, подрастающих без отцов. Просили наставить
сбившихся на путь истинный. И вот в один миг это место стало руинами.
Современная жизнь делает людей жестче, некогда
оглянуться, посмотреть вокруг себя. Мы все летим и летим куда-то, не
задумываясь о том, что по дороге можем сбить кого-нибудь, и не заметить этого.
Понадобилось двадцать лет, чтобы в людях
проснулась генетическая память – животрепещущая сила, устремленная в будущее.
Вновь зазвучали колокола и заспешили старые и молодые к вновь отстроенной
церкви с сохраненными иконами, заспешили помолиться богу за прозрение людей, за
внуков и правнуков, которым жить на этой земле, за людей, бескорыстно творящих
добро, сохраняющих великие свершения предков.
Очень хорошо, что уже не один год в
нашем городе ведется работа по восстановлению утерянных ценностей, духовного
богатства, которое веками, по крупицам, собирали наши предки. Всё хорошее
передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и
становилось традицией. В искусно вышитых рушниках, вязаных салфетках,
вырезанных из дерева узорах, затейливых каменных изгибах отражена душа народа.
Его представление о прекрасном.
Помнить традиции необходимо, потерять их
мы не имеем права. Как эстафету, должны передавать добро, оставленное предками,
их великие свершения нашим детям.
В ходе решения задач формирования
духовного облика личности ребенка возникла потребность в возникновении новых
форм и методов, которые помогут «вернуть общество к нравственной жизни, если
начать с изучения и внедрения высоконравственной, исторически утвердившейся
культуры народа». Приобщение учащихся к истокам культуры предков включает в
себя изучение народной философии, обрядов, народных ремесел. Всё это позволит
детям познакомиться с традициями и осмыслить их глубинную суть, будет
способствовать воспитанию демократически ориентированной, творческой личности,
одухотворенной народными идеалами добра и мира, культурными и духовными ценностями.
Музей старины, по моему мнению, является
одним из средств, способных преобразить и духовно гармонизировать личность.
Недавно школе № 18 Дзержинского
района открылся музей «У истоков». Пять лет учителя с учениками собирали
старинные вещи, изучали документы, старые фотографии. Сколько было радости,
когда кто-нибудь приносил ранее пылившиеся на чердаках экспонаты, рассказывал
истории найденных вещей. А как все старались приблизить момент открытия
экспозиций!
И вот музей принял первых посетителей.
Входя в небольшое помещение, мы
совершаем увлекательное путешествие в мир наших прабабушек и прадедушек.
Вот горница. В углу – икона. На стенах
висят мастерски расшитые рушники, хранящие тепло бабушкиных рук, стоят сундуки,
будто совсем недавно закрытые какой-то модницей. Тут и лапти, и плетеные
сумочки, которым уже более ста лет.
Далее проходим в избу. Вот утюги,
которые нагревались с помощью углей. И сколько же нужно было ловкости и умения,
чтобы не запачкать сажей белоснежный воротничок! Вот ухват, чудом сохранившаяся
деревянная лопата, крынки, ступки, сечки, корыта, в которых, казалось, ещё
недавно рубили капусту. Есть здесь и прялка, привезенная из Алтайского края, и
маслобойка, и колокольчики с именем мастера, который их изготовил.
Третья экспозиция – комната 30-50-х
годов. Будто перед нами кадры из старого кино. Этажерка, ткацкий станок,
машинка «Зингер», чемоданы, множество статуэток и, конечно, самовар с
баранками.
Но в нашем музее представлены не только
старинные вещи. Здесь история и современность соседствуют рядом. Девочкам,
познакомившимся с одеждой, которую носили наши бабушки и прабабушки, захотелось
самим создать русский костюм – точную маленькую копию настоящего наряда.
Так появились глиняные, а потом и шитые
куклы в русских национальных платьях. Стоят они в ряд, и, кажется, вот-вот
оживут, пойдут водить хоровод, и польется задушевная русская песня.
Нельзя не отметить и выставку «Ох уж эти
валенки!» В руках детей обыкновенные валенки превратились в игрушки. Здесь и
улыбающийся заяц, тянущийся к морковке, и мышка в сарафане, и собака Шарик, и
кот Матроскин…
Рядом – русские головные уборы, которые
носили в разных районах нашей страны.
В южных девушки носили сороку, кичку –
головные уборы яркой цветовой гаммы с золотистыми вставками; в северных – более
приглушенных тонов, обильно украшенные жемчугом, жемчужной сеткой, золотошвейным
узором, мерцающим как июньская северная ночь.
Многовековая история культуры неразрывно
связана с народными поверьями и приметами. Люди верили, что обереги охраняют их
от болезней, дурного глаза.
Жернова времени сделали ещё один оборот,
грозя перемолоть в труху остатки нашей родовой памяти и коренного уклада. И
поэтому интересно увидеть обереги, хранящие и передающие информацию духовного
плана, творческую энергию народа, который их создавал и бережно хранил.
Осматривая музей, чувствуешь, что
прикасаешься к истории, что являешься её частью. Гордость переполняет душу за
наших предков – искусных мастеров, умеющих видеть красоту в обыденном.
После просмотра экспозиций хочется взять
в руки холст, глину, солому и сделать что-нибудь своими руками. Да обязательно,
чтобы ахнули от восхищения.
Для поддержания интереса к культуре и
традициям родного народа, к его историческому прошлому были разработаны уроки и
занятия по народной культуре. Вот некоторые из тем: «Одежда наших предков»,
«Культ солнца, отраженный в костюме», «Традиционная народная кукла», «Преданья
старины глубокой» и др. Вся эта работа формирует познавательный интерес,
воспитывает уважение к культуре, историческому прошлому, воспитывает
патриотические чувства.
Как хорошо, что в нашем городе
появляются такие места, где дети могут отдохнуть душой, почувствовать теплоту,
исходящую от вещей, принадлежащих нашим предкам, хранящих генетическую память.
Я уверена, что работа по восстановлению
и сохранению исторических памятников, культурных ценностей поможет претворить в
жизнь идеи гуманизации общества, будет способствовать становлению
«гражданственности как приоритетной ценности, обретение которой позволяет
осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства». Это
очень важно и актуально именно сейчас, когда смысл образования состоит в том,
чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных,
ответственных, добропорядочных граждан.
|